ИРОН ÆВЗАГ |
|
|||||
САМОУЧИТЕЛЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА |
||||||
ЧАСТЬ I 1
2
3 4
5 ЧАСТЬ II 26
27
28
29
|
*
Тексты для перевода на русский
язык * К
содержанию *
Слова для заучивания * Тексты для перевода на осетинский языкXIII. Емеля-охотник Стояли последние дни июня месяца, самое жаркое время в Тычках. Дома оставались только старые да малые. Охотники давно разбрелись по лесу за оленями. В избушке Емели бедный Лыско уже третий день завывал от голода, как волк зимой. – Видно, Емеля на охоту собрался, – говорили в деревне бабы. Это была правда. Действительно, Емеля скоро вышел из своей избушки с ружьём в руке, отвязал Лыска и направился к лесу. На нём были новые лапти, котомка с хлебом за плечами, рваный кафтан и тёплая оленья шапка на голове. Старик давно уже не носил шляпы, а зиму и лето ходил в своей оленьей шапке, которая отлично защищала его лысую голову от зимнего холода и летнего зноя. Д. Мамин-Сибиряк
XIV. Счёт на пальцах Хетаг учил уроки. Он был ещё маленький и многого не знал. В школу пошёл только в этом году. Он никак не мог выполнить задание по арифметике. Хетаг долго думал, потом обратился к матери: – Мама, сколько будет, если к трём прибавить пять? – Если не можешь решить так, сосчитай на пальцах, – улыбаясь, посоветовала мать. Хетаг стал считать на пальцах. Такой счёт ему понравился. Но почему-то у него получалось два ответа, и он не знал, который из них выбрать. У него получалось восемь, а на руке оставалось ещё два пальца.
XV. Изобразительное искусство осетин Одним из наиболее распространенных видов художественного творчества в Осетии явилось прикладное орнаментальное искусство. Осетинский народ сохранил в орнаменте элементы своего отдаленного прошлого. Самый распространенный в осетинском узоре мотив спирального орнамента и весь цикл животных мотивов в их простейших формах восходят к древней кобанской культуре. Осетинское изобразительное искусство имеет также генетическую связь со скифо-сарматской и особенно аланской культурами. Хотя преемственно материальная культура самих алан связана с кобанской, она имеет много отличий: появление железных изделий, предметов из золота, серебра, стекла, применение цветной эмали. Они отличаются пышностью, утонченностью, внешним блеском, что роднит ее со скифо-сарматской культурой. А.Х.Магометов
XVI. Народные песни осетин Народные песни у осетин исполняются хором мужчин. Один из них, певец, ведет основную мелодию, а остальные подпевают[1]. Количество вторящих может быть неограниченным. Если исполнялась какая-нибудь героическая песня, то она настраивалась на самой высокой ноте, передавая тем самым героический дух событий, о которых сообщалось в песне. Обычно такую песню подхватывал другой певец, присутствующий здесь же, сменяя запевалу. Хор мужчин продолжал втору по-прежнему. А.Х.Магометов [1] Втора у осетин называется «хъырнын», а подпевающий – «хъырнæг».
|
|||||
* Тексты для перевода на русский язык * К содержанию * Слова для заучивания * |