ИРОН ÆВЗАГ

 

 

САМОУЧИТЕЛЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА

Содержание

ЧАСТЬ I

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14
15 16 17 18
19 20 21 22
23 24 25

ЧАСТЬ II

26 27 28 29
30 31 32 33
34 35 36 37
38 39 40 41
42

 

 

 

* Тексты для перевода на русский язык * К содержанию * Слова для заучивания *
 

Тексты для перевода на осетинский язык

XIII. Емеля-охотник

Стояли последние дни июня месяца, самое жаркое время в Тычках. Дома оставались только старые да малые. Охотники давно разбрелись по лесу за оленями. В избушке Емели бедный Лыско уже третий день завывал от голода, как волк зимой.

– Видно, Емеля на охоту собрался, – говорили в деревне бабы.

Это была правда. Действительно, Емеля скоро вышел из своей избушки с ружьём в руке, отвязал Лыска и направился к лесу. На нём были новые лапти, котомка с хлебом за плечами, рваный кафтан и тёплая оленья шапка на голове. Старик давно уже не носил шляпы, а зиму и лето ходил в своей оленьей шапке, которая отлично защищала его лысую голову от зимнего холода и летнего зноя.

Д. Мамин-Сибиряк

 

XIV. Счёт на пальцах

       Хетаг учил уроки. Он был ещё маленький и многого не знал. В школу пошёл только в этом году. Он никак не мог выполнить задание по арифметике. Хетаг долго думал, потом обратился к матери:

 Мама, сколько будет, если к трём прибавить пять?

 Если не можешь решить так, сосчитай на пальцах, – улыбаясь, посоветовала мать.

Хетаг стал считать на пальцах. Такой счёт ему понравился. Но почему-то у него получалось два ответа, и он не знал, который из них выбрать.

У него получалось восемь, а на руке оставалось ещё два пальца.

 

XV. Изобразительное искусство осетин

Одним из наиболее распространенных видов художественного творчества в Осетии явилось прикладное орнаментальное искусство.

Осетинский народ сохранил в орнаменте элементы своего отдаленного прошлого. Самый распространенный в осетинском узоре мотив спирального орнамента и весь цикл животных мотивов в их простейших формах восходят к древней кобанской культуре.

Осетинское изобразительное искусство имеет также генетическую связь со скифо-сарматской и особенно аланской культурами. Хотя преемственно материальная культура самих алан связана с кобанской, она имеет много отличий: появление железных изделий, предметов из золота, серебра, стекла, применение цветной эмали. Они отличаются пышностью, утонченностью, внешним блеском, что роднит ее со скифо-сарматской культурой.

А.Х.Магометов

 

XVI. Народные песни осетин

Народные песни у осетин исполняются хором мужчин. Один из них, певец, ведет основную мелодию, а остальные подпевают[1]. Количество вторящих может быть неограниченным. Если исполнялась какая-нибудь героическая песня, то она настраивалась на самой высокой ноте, передавая тем самым героический дух событий, о которых сообщалось в песне. Обычно такую песню подхватывал другой певец, присутствующий здесь же, сменяя запевалу. Хор мужчин продолжал втору по-прежнему.

А.Х.Магометов


[1] Втора у осетин называется «хъырнын», а подпевающий – «хъырнæг».

 

      
 

* Тексты для перевода на русский язык * К содержанию * Слова для заучивания *