ИРОН ÆВЗАГ |
|
||||||||||||||||||||||||
САМОУЧИТЕЛЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА |
|||||||||||||||||||||||||
ЧАСТЬ I 1
2
3 4
5 ЧАСТЬ II 26
27
28
29
|
* Предыдущий урок * К содержанию * Следующий урок * Урок 8Некоторые исключения
в образовании 1. Ряд слов, оканчивающихся на -æг и -ыг, не теряют во множественном числе гласной æ перед г, и образуют множественн число со вставкой ы:
2. Несколько терминов родства образуют множественное число необычным способом – присоединением -æлтæ:
3. Слово ус «женщина» во множественном числе не устæ, а устытæ. Особенности образования множественного числа имеют и некоторые другие слова:
Упражнения 1. Образуйте множественное число от следующих существительных в единственном числе: кæрдæг, æрвад, сынтæг, куыдз, мад 2. Переведите на русский язык следующие предложения: Æз хордтон фæткъуы. Ды хордтай фæткъуы. Уый хордта фæткъуы. Мах хордтам фæткъуытæ. Сымах хордтат фæткъуытæ. Уыдон хордтой фæткъуытæ. Прочитайте и переведите заново перечисленные предложения, возведя «фæткъуы» во множественное число. Например: Æз хордтон фæткъуытæ (Я кушал яблоки). 3. Переведите следующие предложения на осетинский язык: Я строю дом. Ты строил дом. Он будет строить дом. Мы строили дома. Вы будете строить дома. Они строят дома. 4. Переведите следующие предложения на русский язык: Æз фыссын чиныг. Ды æвдисдзынæ кино. Уый амоны урок. Мах хордтам кæрдотæ. Сымах ластат кæрдæг. Уыдон садзынц бæлæстæ. Лексические упражнения 1. Выпишите на карточки следующие существительные в единственном и множественном числе: Къух, къухтæ; сæр, сæртæ; был, былтæ; фырт, фырттæ; чызг, чызджытæ; мад, мадæлтæ; фыд, фыдæлтæ; æфсымæр, æфсымæртæ; хо, хотæ; уынг, уынгтæ; кæрт, кæртытæ; куыст, куыстытæ; зæронд, зæрæдтæ; кусæг, кусджытæ; расыг, расгуытæ; мæсыг; мæсгуытæ; дукани, дуканитæ. На обороте карточки напишите перевод слов на русский язык и, просматривая карточки, постарайтесь запомнить слова и их значения. 2. Выпишите на карточки следующие глаголы в инфинитиве и образованные от них основы прошедшего времени (инфинитив и основу прошедшего времени следует выписать на одну арточку): Кусын – куыст, дзурын – дзырд, бадын – бадт, хæрын – xæрд, кæнын – конд, фыссын – фыст, кæсын – каст, амонын – амыд, лæууын – лæууыд, хъазын – хъазт, зонын – зонд, цæуын – цыд. На обороте карточки напишите перевод глагола на русский язык (и в инфинитиве, и в форме основы прошедшего времени), постарайтесь запомнить их значения: работать – работа; говорить – слово; сидеть – сидение (действие); кушать, есть – кушанье, еда; делать – сделанный; писать – надпись, написанный; смотреть, читать – взгляд, смотр, чтение; показывать, указывать – показ, показанный; стоять – стояние (действие), остановка; играть – игра; знать – ум; идти – ходьба 3. а) Выпишите на карточки следующие формы глагола: Фыссын, фыссыс, фыссы, фыссæм, фыссут, фыссынц, фыстон, фыстай, фыста, фыстам, фыстат, фыстой, фысдзынæн, фысдзынæ, фысдзæн, фысдзыстæм, фысдзыстут, фысдзысты. На обороте карточек напишите переводы этих глаголов. б) Выпишите на карточки личные местоимения: Æз, ды, уый, мах, сымах, уыдон На обороте карточек напишите значения этих слов. в) Выпишите на карточки следующие существительные и словосочетания:
чиныг, фыстæг,
чингуытæ, фыстæджытæ, На обороте карточек напишите значения этих слов:
книга, письмо, книги,
письма, 2. Разложите карточки так, чтобы получилось одно или несколько предложений. Проверьте правильность составления предложений посмотрев переводы слов на обороте карточек. Чередование а, о – æ при образовании множественного числа Имена, содержащие в последнем слоге основы сильные гласные а, о, меняют их во множественном числе на слабый гласный æ:
Запомните:
1. В двух- и многосложных словах, не
оканчивающихся на гласный, правило
перехода а,
о
в æ
почти не знает исключений. (Как
исключение – æвзар
– æвзартæ
«всход»).
Упражнения 1. Образуйте от следующих слов множественное число:
уынг, кæрт, цар,
цъар, паддзах, паддзахад, 2.Выпишите следующие словосочетания. Раскройте скобки, поставив имена в нужном числе. Составленные словосочетания переведите на русский язык:
Хордта (кæрдо).
Уайынц (дон). Нуазын (дон). Обратите внимание на лицо глаголов. 3. Переведите следующие слова на русский язык: паддзахад, хæдзар, фæндаг, уынг, кæрт, ном, бон, цар, цъар, дуар Грамматика Повелительное наклонение
осетинский глагол в повелительном
наклонении имеет два лица: второе и
третье.
Примечание: Личные окончания глаголов в повелительном наклонении Н а с т о я щ е е в р е м я ды – основа наст. времени
сымах – ут Б у д у щ е е в р е м я Будущее время повелительного наклонени образуется с помощью личных окончаний и частицы -иу: ды – основа наст. времени + -иу
сымах – ут-иу Примеры: Н а с т о я щ е е в р е м я
ды дзур (от дзурын)
сымах дзурут Б у д у щ е е в р е м я
ды дзур-иу
сымах дзурут-иу Упражнения 1. а) Образуйте от инфинитива следующих глаголов 2-ое лицо повелительного наклонения в настоящем времени: кусын, зарын, бадын, цæуын, хъазын, лидзын, найын, рæзын, нуазын, мæрзын, æмбæлын, æфхæрын, кæуын, зæгъын, змæлын б) Проспрягайте следующие глаголы в повелительном наклонении настоящего времени: зæгъын, змæлын, кæуын в) Проспрягайте следующие глаголы в повелительном наклонении будущего времени: зæгъын, змæлын, кæуын 2. Передайте смысл следующих фраз по-русски: Ды кус. Уыдон хъазæнт-иу. Сымах хæрут. Уый бадæд-иу. Запомните значения следующих слов:
Тест Определите по окончаниям глаголов их наклонение, лицо и время: куыстай,
кусæд-иу, куыстон, кусдзыстæм,
кусут, Составьте из них словосочетания, поставив перед ними соответствующие местоимения. Контрольная работа I. Ответьте на следующие вопросы:
1) Как образуют множественное число
слова, оканчивающиеся на -æг
и -ыг? II. Назовите по-осетински слова, означающие: идти, работать, дом, двор, сказал, пиши, говори, мать, брат, сестра, отец, купаться, встречать, потолок, государство, польза, темный, белый, черный, красный К данному заданию имеется ключ. III. Переведите следующие слова на русский дзурын, зæгъын, бадыс, лæууыдысты, кусынц, найынц, рæзы, нуазæм, мæрз, змæл, кæс, фаразут, хæрæм, къахыс IV. Проспрягайте следующие глаголы в повелительном наклонении в настоящем времени: найын, кæсын, фыссын
|
||||||||||||||||||||||||