ИРОН ÆВЗАГ

 

 

САМОУЧИТЕЛЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА

Содержание

ЧАСТЬ I

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14
15 16 17 18
19 20 21 22
23 24 25

ЧАСТЬ II

26 27 28 29
30 31 32 33
34 35 36 37
38 39 40 41
42

 

 

 

* Предыдущий урок * К содержанию * Следующий урок *

Урок 8

Некоторые исключения в образовании
множественного числа

            1. Ряд слов, оканчивающихся на -æг и -ыг, не теряют во множественном числе гласной æ перед г, и образуют множественн число со вставкой ы:

кæрдæг
фæйнæг
хæстæг
сынтæг
рæстæг
кæрдæджытæ
фæйнæджытæ
хæстæджытæ
сынтæджытæ
рæстæджытæ
«трава»
«доска»
«близкий»
«кровать»
«время»

            2. Несколько терминов родства образуют множественное число необычным способом – присоединением -æлтæ:

мад
фыд
æрвад
«мать»
«отец»
«родич»
мадæлтæ
фыдæлтæ
æрвадæлтæ
«матери»
«отцы, предки»
«родичи»

            3. Слово ус «женщина» во множественном числе не устæ, а устытæ. Особенности образования множественного числа имеют и некоторые другие слова:

хъуг
куыдз
фыр
не «хъугтæ»,  а  хъуццытæ
не «куыдзтæ»,  а  куыйтæ
не «фыртæ»,  а  фырытæ

Упражнения

            1. Образуйте множественное число от следующих существительных в единственном числе:

            кæрдæг, æрвад, сынтæг, куыдз, мад

            2. Переведите на русский язык следующие предложения:

         Æз хордтон фæткъуы. Ды хордтай фæткъуы. Уый хордта фæткъуы. Мах хордтам фæткъуытæ. Сымах хордтат фæткъуытæ. Уыдон хордтой фæткъуытæ.

            Прочитайте и переведите заново перечисленные предложения, возведя «фæткъуы» во множественное число. Например: Æз хордтон фæткъуытæ (Я кушал яблоки).

            3. Переведите следующие предложения на осетинский язык:

         Я строю дом. Ты строил дом. Он будет строить дом. Мы строили дома. Вы будете строить дома. Они строят дома.

            4. Переведите следующие предложения на русский язык:

         Æз фыссын чиныг. Ды æвдисдзынæ кино. Уый амоны урок. Мах хордтам кæрдотæ. Сымах ластат кæрдæг. Уыдон садзынц бæлæстæ.

Лексические упражнения

            1. Выпишите на карточки следующие существительные в единственном и множественном числе:

         Къух, къухтæ; сæр, сæртæ; был, былтæ; фырт, фырттæ; чызг, чызджытæ; мад, мадæлтæ; фыд, фыдæлтæ; æфсымæр, æфсымæртæ; хо, хотæ; уынг, уынгтæ; кæрт, кæртытæ; куыст, куыстытæ; зæронд, зæрæдтæ; кусæг, кусджытæ; расыг, расгуытæ; мæсыг; мæсгуытæ; дукани, дуканитæ.

            На обороте карточки напишите перевод слов на русский язык и, просматривая карточки, постарайтесь запомнить слова и их значения.

            2. Выпишите на карточки следующие глаголы в инфинитиве и образованные от них основы прошедшего времени (инфинитив и основу прошедшего времени следует выписать на одну арточку):

            Кусын – куыст, дзурын – дзырд, бадын – бадт, хæрын – xæрд, кæнын – конд, фыссын – фыст, кæсын – каст, амонын – амыд, лæууын – лæууыд, хъазын – хъазт, зонын – зонд, цæуын – цыд.

            На обороте карточки напишите перевод глагола на русский язык (и в инфинитиве, и в форме основы прошедшего времени), постарайтесь запомнить их значения:

         работать – работа; говорить – слово; сидеть – сидение (действие); кушать, есть – кушанье, еда; делать – сделанный; писать – надпись, написанный; смотреть, читать – взгляд, смотр, чтение; показывать, указывать – показ, показанный; стоять – стояние (действие), остановка; играть – игра; знать – ум; идти – ходьба

            3. а) Выпишите на карточки следующие формы глагола:

         Фыссын, фыссыс, фыссы, фыссæм, фыссут, фыссынц, фыстон, фыстай, фыста, фыстам, фыстат, фыстой, фысдзынæн, фысдзынæ, фысдзæн, фысдзыстæм, фысдзыстут, фысдзысты.

            На обороте карточек напишите переводы этих глаголов.

            б) Выпишите на карточки личные местоимения:

            Æз, ды, уый, мах, сымах, уыдон

            На обороте карточек напишите значения этих слов.

            в) Выпишите на карточки следующие существительные и словосочетания:

            чиныг, фыстæг, чингуытæ, фыстæджытæ,
        
контролон куыст, контролон куыстытæ

            На обороте карточек напишите значения этих слов:

            книга, письмо, книги, письма,
        
контрольная работа, контрольные работы

            2. Разложите карточки так, чтобы получилось одно или несколько предложений. Проверьте правильность составления предложений посмотрев переводы слов на обороте карточек.

Чередование а, оæ при образовании множественного числа

            Имена, содержащие в последнем слоге основы сильные гласные а, о, меняют их во множественном числе на слабый гласный æ:

фæндаг
фарс
хъазт
кæсаг
хъуаг
раз
дон
ном
фæндæгтæ
фæрстæ
хъæзтытæ
кæсæгтæ
хъуæгтæ
рæзтæ
дæттæ
нæмттæ
«дорога»
«бок, сторона»
«игра»
«рыба»
«недостаток»
«перед»
«вода»
«имя»

Запомните:

            1. В двух- и многосложных словах, не оканчивающихся на гласный, правило перехода а, о в æ почти не знает исключений. (Как исключение – æвзарæвзартæ «всход»).
           
2. В односложных словах наблюдается разнобой. Сильные гласные а, о не всегда переходят в æ. Как исключения из этого правила приведем примеры:

баз
сау
кау
фау
сом
базтæ
саутæ
каутæ
фаутæ
сомтæ
«подушка»
«черный»
«плетень»
«порицание»
«рубль»

Упражнения

            1. Образуйте от следующих слов множественное число:

            уынг, кæрт, цар, цъар, паддзах, паддзахад,
        
хæдзар, дуар, дуне, уадул, къах, къух, хъус

            2.Выпишите следующие словосочетания. Раскройте скобки, поставив имена в нужном числе. Составленные словосочетания переведите на русский язык:

            Хордта (кæрдо). Уайынц (дон). Нуазын (дон).
        
Лæууынц (хæдзар). Фыссы (фыстæг).

            Обратите внимание на лицо глаголов.

            3. Переведите следующие слова на русский язык:

            паддзахад, хæдзар, фæндаг, уынг, кæрт, ном, бон, цар, цъар, дуар

Грамматика

Повелительное наклонение

            осетинский глагол в повелительном наклонении имеет два лица: второе и третье.
           
Второе лицо единственного числа почти всегда совпадает с основой настоящего времени:

кусын
бадын
дзурын
лæууын
«работать» – кус «работай!»
«сидеть» – бад «сиди!»
«говорнть» – дзур «говори!»
«стоять» – лæуу «стой!»

            Примечание:
           
Исключение из этого правила составляют несколько глаголов, имеющих в основе настоящего времени æу; у них 2-ое лицо единственного числа повелительного наклонения оканчивается на у:
           
цæуын «идти» – цу «иди!»
           
кæуын «плакать» – ку «плачь!»

Личные окончания глаголов в повелительном наклонении

Н а с т о я щ е е   в р е м я

ды – основа наст. времени                  сымах – ут
уый – æд                                                  уыдон – æнт

Б у д у щ е е   в р е м я

            Будущее время повелительного наклонени образуется с помощью личных окончаний и частицы -иу:

ды – основа наст. времени + -иу       сымах – ут-иу
уый – æд-иу                                            уыдон – æнт-иу

Примеры:

Н а с т о я щ е е   в р е м я

         ды дзур (от дзурын                  сымах дзурут
        
уый дзурæд                                   уыдон дзурæнт

Б у д у щ е е   в р е м я

         ды дзур-иу                                    сымах дзурут-иу
        
уый дзурæд-иу                             уыдон дзурæнт-иу

Упражнения

            1. а) Образуйте от инфинитива следующих глаголов 2-ое лицо повелительного наклонения в настоящем времени:

            кусын, зарын, бадын, цæуын, хъазын, лидзын, найын, рæзын, нуазын, мæрзын, æмбæлын, æфхæрын, кæуын, зæгъын, змæлын

            б) Проспрягайте следующие глаголы в повелительном наклонении настоящего времени:

            зæгъын, змæлын, кæуын

            в) Проспрягайте следующие глаголы в повелительном наклонении будущего времени:

            зæгъын, змæлын, кæуын

            2. Передайте смысл следующих фраз по-русски:

         Ды кус. Уыдон хъазæнт-иу. Сымах хæрут. Уый бадæд-иу.

Запомните значения следующих слов:

æфхæрын – обижать, упрекать, наказывать
найын – купать(ся)
рæзын – расти
мæрзын – мести
æмбæлын – встречать
нуазын – пить
кæуын – плакать
зæгъын – сказать
змæлын – двигаться
къахын – копать

Тест

            Определите по окончаниям глаголов их наклонение, лицо и время:

         куыстай, кусæд-иу, куыстон, кусдзыстæм, кусут,
        
кусæнт-иу, кусы, куыстам, кусдзыстут, кусынц

            Составьте из них словосочетания, поставив перед ними соответствующие местоимения.

Контрольная работа

            I. Ответьте на следующие вопросы:

            1) Как образуют множественное число слова, оканчивающиеся на -æг и -ыг?
           
2) В каких случаях при образовании множественного числа происходит перебой гласных а, о в æ?
           
3) Какие личные окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?

            II. Назовите по-осетински слова, означающие:

            идти, работать, дом, двор, сказал, пиши, говори, мать, брат, сестра, отец, купаться, встречать, потолок, государство, польза, темный, белый, черный, красный

            К данному заданию имеется ключ.

            III. Переведите следующие слова на русский

            дзурын, зæгъын, бадыс, лæууыдысты, кусынц, найынц, рæзы, нуазæм, мæрз, змæл, кæс, фаразут, хæрæм, къахыс

            IV. Проспрягайте следующие глаголы в повелительном наклонении в настоящем времени:

         найын, кæсын, фыссын

 

      
 

* Предыдущий урок * К содержанию * Следующий урок *