ИРОН ÆВЗАГ |
|
|||||
САМОУЧИТЕЛЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА |
||||||
ЧАСТЬ I 1
2
3 4
5 ЧАСТЬ II 26
27
28
29
|
* Предыдущий урок * К содержанию * Следующий урок * Урок 23ГрамматикаПобудительные предложения
В побудительных
предложениях обычно выражается желание
говорящего заставить действовать
других.
Примеры: Побудительные частицы
Помимо глаголов повелительного
наклонения в роли побуждения выступают
частицы:
Примеры: В побудительных предложениях, обращенных к животным и птицам, употребляются междометные слова: уыст «фас! (к собакам)»; æцитт «брысь! (к кошкам)»; но-о «ну! (к лошади)»; уырры «пошел вон! (к собакам)».
Примеры: Запомните: Побудительные слова или частицы всегда ставятся или в начале, или в конце предложения. Восклицательные предложенияЛюбое предложение (повествовательное, вопросительное, побудительное), произнесенное с особой эмоцией, может стать восклицательным. Основным признаком восклицательных предложений является их особая, восклицательная интонация. Кроме интонации, восклицательные предложения иногда выражаются и грамматическими средствами: с помощью некоторых наречий, частиц и междометий: гъа мардзæ! «а ну-ка!»; гъæй-джиди! «о если бы!»; гъæйтт! «ну! (понукание)»; гъæ тæхуды! «о если бы!»; гъы! «ну!»; гъопп! «а ну-ка! взялись!»; гъери-гъа! «выражает удивление, возмущение»; оф! «уф!»; оу! «ай!». Примеры: 1) Куыд ма цæрæм! «как нам еще жить!» 2) Мæ къона байхæлд! Гъæй-джиди, цы кæнон! «рушится мой очаг! О, ужас, что мне делать!» 3) Цытæ дзурыс, Астархан, дæ хорзæхæй! «скажи, пожалуйста, Астархан, что ты мелешь!» 4) Оф, куыд тынг бафæлладтæн абон, куыд! «уф, как (я) сильно устал сегодня, как!» 5) Оу, оу, оу, мæ бон бакалд! «ай, ай, ай, рушится мой дом!» 6) Гъæйтт, лæппутæ, февналут æмдыхæй! «ну-ка, ребята, возьмитесь сообща (общими силами)!» 7) Гъы, цы ма дæ хъæуы мæнæй! «ну! Что тебе еще нужно от меня!» 8) Гъери-гъа! Уый дын машинæ, уый! «Ну и ну! Вот это машина!» Упражнения1. Переведите следующие предложения на русский язык: 1) Фæтагъддæр ма кæн! 2) Фæлæу-ма, бамбарын мын кæн хъуыддаг! 3) Гъе, æз дæумæ дзурын, дæумæ! 4) Гъама уæдæ, лæугæйæ мæ хай ахæр! 5) Зæгъ ма мын æргомæй, дæ зæрдæйы цы ис? 6) Банцайут! Иу чысыл ма байхъусут! 7) Дæ бынат зон! 8) Арсимæ хъæбысæй ма хæц! 2. Преобразуйте повествовательные предложения в побудительные: Образец: Сывæллæттæ къласы сабыр бадынц. – Сывæллæттæ, къласы сабыр бадут! 1) Сывæллæттæ къласы сабыр бадынц. 2) Ахмæт ахуыр кæны йæ уроктæ. 3) Сослан рахызт машинæйæ. 4) Агундæ бацыд хæдзармæ. 5) Ды кæсыс чиныджы. 6) Астархан абон куыстмæ нæ цæуы. 7) Скъоладзаутæ хъусынц ахуыргæнæгмæ. 3. Преобразуйте повествовательные предложения в восклицательные с помощью междометий: Образец: Исчи мæм фæкæсæд. – Гъæйтт, исчи мæм фæкæсæд! 1) Исчи мæм фæкæсæд. 2) Цы уæззау хызын мæм раттай. 3) Ныр мæ уыцы машинæ куы уыдаид. 4) Схæцæм иумæ ацы уæззау æфсæйнагыл. 5) Кафын куы зыдтаин, уæд бæргæ акафыдаин. 6) Цы дæ фæнды ныр. Используйте междометия: гъа-мардзæ!, уф!, гъæйтт!, гъæй-джиди!, гъы!, гъæ тæхуды! Помните: Буква гъ в начале слова читается близко к немецкому h. ТекстЧеле
Цы 'рцыди, цæмæ ныхъхъуыста афтæ зæрдиагæй уалдзæджы къæсæрыл Тæнæг Сых? (Æрнигон И.) Анализ слов и выражений мæлыны
къахыл
ныллæууыд –
умирает, находится при смерти Задания к тексту1. Прочитайте текст несколько раз. Постарайтесь прочитать весь текст выразительно за две минуты. 2. Внимательно прочтите анализ слов и выражений к тексту и постарайтесь запомнить эти слова и выражения. 3. Переведите весь текст на русский язык. 4. Ответьте на вопросы:
1. Чи ныллæууыд
мæлыны къахыл? 5. Выпишите из текста восклицательные и побудительные предложения. Определите, каким образом образованы выписанные восклицательные и побудительные предложения. Учимся составлять предложенияПростое предложениеПростое предложение может состоять из одного слова – сказуемого в безличной или в личной форме, но с опущенным местоимением:
Уары «дождь
идет». В простом нераспространенном предложении налицо оба члена: подлежащее и сказуемое. При этом, подлежащее может как предшествовать сказуемому, так и следовать за ним:
дон уайы «вода
течет» Но возможно поменять их местами:
уайы дон «течет
вода» СогласованиеСказуемое согласуется с подлежащим в числе и лице: æз дзурын, ды дзурыс, уый дзуры, мах дзурæм, сымах дзурут, уыдон дзурынц, æз сахуыр дæн, ды сахуыр дæ, уый сахуыр (и), ай цыдис, адон цыдысты, уый цыдис, уыдон цыдысты. С подлежащим во множественном числе при наличии показателя множественности -тæ сказуемое согласуется в числе: кусджытæ
кусынц При подлежащем, выраженном собирательным именем существительным со значением множества одушевленных предметов, ставится сказуемое во множественном числе: адæм кусынц Примеры: 1) Адæм сабырдзинадыл куы кусой, уæд хæстæн нæй уæвæн «если народ будет работать над миром, то войне не бывать». 2) Адæм дæ домынц æддæмæ «люди (народ) требуют тебя на улицу». 3) Æфсад æмбæхст уыдысты хъæды æмæ æнхъæлмæ кастысты «войско скрывалось в лесу и ждало». 4) Хæмыцы цот куыд ахуыр кæнынц, уый алчи дæр зоны «все знают (всякий знает), как учится потомство Хамица». При подлежащем, выраженном существительным в родительном падеже с определяющими количественным числительным или местоимением (цал, уал, цалдæр и т. д.), сказуемое ставится во множественном числе:
Цыппар лæппуйы машинæйы сбадтысты «четыре
парня сели в машину». При подлежащем, выраженном существительным с другим существительным в совместном падеже, сказуемое ставится во множественном числе:
Уырызмæг Сосланимæ кæртмæ
рацыдысты «Урузмаг с
Сосланом вышли во двор». Примечание: Если имя, находящееся в совместном падеже, служит дополнение к подлежащему, выраженному существительным в именительном падеже, то сказуемое будет стоять в единственном числе: Уырызмæг та кæртмæ рацыд Сосланимæ «Урузмаг опять вышел во двор с Сосланом (вместе с Сосланом)». При подлежащем, выраженном наречием, послелогом, союзом, междометием или частицей в роли существительного единственного числа, сказуемое ставится в единственном числе: Уынгæй кæйдæр кыс-кыс
æрбайхъуыст «с улицы донесся чей-то кис-кис». ПодлежащееПодлежащее может быть выражено любой частью речи или словом в именительном падеже:
Скъоладзаутæ æххæст
кæнынц сæ уроктæ «ученики делают свои
уроки».
При глаголах фæндын «хотеть»
и уырнын
«верить» подлежащее стоит не в
именительном падеже, а в родительном
падеже: СказуемоеВ качестве глагольного сказуемого выступают простые и составные глаголы:
Ралæууыд уалдзæг
«наступила
весна»; Именное сказуемое
Именное сказуемое состоит из имени и
глагольной связки, в роли которого чаще
всего выступают уын
«быть» и кæнын
«делать» и их
превербные образования: фæуын «оказаться»,
суын
«стать», скæнын «сделать». Примеры: Бабыз æрбаленк ^ кодта. – «утка приплыла» – Бабыз
ленк
æрбакодта. В русском языке наличие глагольной связки обязательно только в прошедшем и будущем времени, а в настоящем почти всегда опускается. В осетинском же языке глагольная связка обязательна и в настоящем времени:
Æз
ахуыргæнæг уыдтæн
«я был
учителем» Примеры: Дæ ном
куыд у? «как твое имя (есть)?» ОпределениеОпределение может быть выражено: – прилагательным, причастием и любым отглагольным именем:
стыр бæлас
«большое
дерево» – именем существительным в именительном, родительном или отложительном падеже: къæвда бон «дождливый день» Имя числительное или количественное местоимение, находясь при имени, требует постановки последнего в родительном падеже. При склонении же изменяется только имя существительное, а числительное остается без изменения:
дæс
лæппуйы «десять
юношей» цал
лæппуйы? «сколько юношей?» Запомните: Определение, чем бы оно ни было выражено, как правило, предшествует определяемому. Определение не согласуется с определяемым словом ни в падеже, ни в числе. По падежам и числам изменяется только определяемое слово: мæ кæстæр æфсымæр
«мой
младший брат» Прямое дополнение
В роли дополнения может выступать
любое имя или местоимение, или
глагольная форма.
Цуанон амардта саг
«охотник убил оленя». Если подчеркивается, что речь идет об определенном предмете, то название неодушевленного предмета, животного или существа ставится в форме родительного падежа:
Ды дæ
куыст кæн, Джеуæр аласдзæн сывæллæтты «ты занимайся своим делом, Георгий
отвезет детей». Косвенное дополнениеОсновной падеж косвенного дополнения – дательный: Йæ зонындзинæдтæ радта сывæллæттæн «(он) свои знания отдал детям». ОбстоятельстваОбстоятельства могут выражаться наречиями, деепричастиями, косвенными падежными формами и послеложными конструкциями, а также именительным падежом существительных. В предложении обстоятельства стоят, как правило, перед сказуемым, непосредственно примыкая к нему: Горæтæй знон æрцыдтæн «из
города (я) вчера приехал». Обратите внимание: Если обстоятельства места и времени указывают на общую ситуацию действия, то они имеют тенденцию стоять в начале предложения, независимо от положения сказуемого:
Раджы та
иу бирæгъ
нард
хæдмæл хордта (Х.
Коста) «давно один (какой-то) волк ел
жирную дохлятину». Упражнения1. Составьте из следующих слов словосочетания, учитывая согласование: 1) дæхæдæг, бадын. 2) фондз, бадын, лæппу. 3) кусын, адон, иумæ. 4) адæм, бирæ. 5) зарын, цъиутæ. 6) сымах, ныхас кæнын. 7) кусын, кусджытæ. 8) дæу, фæндын. 9) уырнын, мах. 2. Выпишите предложения. Раскройте скобки, поставив глаголы в нужном лице и числе: 1) Мах (бадын) кæрты. 2) Ахуыргæнæг (амонын) урок. 3) Лæппутæ (хъазын) портийæ. 4) Ды кæмæ (дзурын)? 5) Ды цæуыл (мæстæ кæнын)? 6) Æз дæм (дзурын). 7) Æлхæнæг дуканийæ (рацæуын). 8) Кусæг æнæ куыстæй (бадын). 3. Переведите на осетинский язык следующие предложения: 1) Давно не было дождей. 2) Вдруг потемнело небо. 3) На улице было очень холодно. 4) Мы на уроке учили стихи Коста. 5) Я забыл сделать уроки. 6) Моя сестра часто помогает мне делать уроки. 7) Гена вошел в класс и сел за парту. 8) Он вынул из портфеля книги и положил их на стол. 9) Гена сидит со мной. 10. Учитель вызвал Гену к доске. Контрольная работаI. Ответьте на следующие вопросы:
1) Какие предложения называются
побудительными? II. Переделайте следующие повествовательные предложения в побудительные: Образец: Солтан йæхицæн зары. – Солтан, дæхицæн зар! 1) Ды бадыс бандоныл. 2) Лæппу ацыди æддæмæ. 3) Солтан йæхицæн зары. 4) Скъоладзаутæ абон ацыдысты æппæт къласæй дæр экскурсийы. 5) Абон нæ кусын. 6) Хоран изæрæй киномæ цæуы. 7) Гардан райсомæй махмæ æрбацæудзæн. 8) Тугъан ныртæккæ куыстмæ цæуы. Переведите на русский язык и повествовательные и побудительные предложения. К данному заданию имеется ключ. III. Прочитайте предложения и определите побудительные частицы. Выпишите предложения без побудительных частиц: 1) Марадз, лæппу, бандой мын æрбадав. 2) Цæй, хæдзармæ цæуын афон дæр у. 3) Гъама, ды дæр ма ахæс ацы хызын! 4) Æтт, мæ хуртæ, февналут уæ куыстмæ! 5) Гъæйтт, фæсивæд, ма баззайут фæстейы. Переведите предложения и с побудительными частицами и без них. Сравните их между собой. IV. Выпишите предложения, открыв скобки и поставив глаголы в нужном лице и числе: 1) Дæттæ (уайын). 2) Фос (хизын) быдыры. 3) Ды (бадын) бандоныл. 4) Сымах раджы (æрбацæуын). 5) Ме 'фсымæр (ацæуын) йе 'мбалимæ. 6) Ды мæн нæ (хъусын)? 7) Лæппутæ (æхсын) дуртæ. 8) Бæласы сыфтæр (згъæлын) зæхмæ. 9) Гыццыл саби (хъазын) кæрты. 10) Сымах (кæсын) чингуыты. К данному заданию имеется ключ. V. Перепишите предложения, употребив вместо полных личных местоимений краткие личные местоимения: Образец: Мæн ам хорз зонынц («меня здесь хорошо знают») – Ам мæ хорз зонынц («здесь меня хорошо знают»). 1) Дæу фæнды институты ахуыр кæнын? 2) Сымах уырнынц мæ ныхæстæ. 3) Уый фæнды мах заводы кусын. 4) Дæу уырны ам кæй нæ уыдтæн, уый? 5) Мæн ам хорз зонынц. 6) Дæу нæ исынц куыстмæ. 7) Мах фæнды райсомæй хохмæ ацæуын. 8) Æз уыдонмæ рагæй дзурын. К данному заданию имеется ключ. VI. Переведите следующие предложения на осетинский язык: 1) Я учитель. 2) Он инженер. 3) Ты рабочий. 4) Нас пять человек. 5) Вы из одной фамилии? 6) Они хорошие парни. 7) Как твое имя? 8) Твой отец директор школы? 9) Я студент первого курса. К данному заданию имеется ключ. VII. Дополните предложения. Вместо точек поставьте соответствующие определения: Образец: Кæрты зайы фæткъуы бæлас. 1) Кæрты зайы ... бæлас. 2) Мæ ... æфсымæр ахуыр кæны дæсæм къласы. 3) Абон ... бон у. 4) Æнусмæ кад ... цардæй хуыздæр у. 5) Куысты кады гæххæттытæ радтой ... лæгæн. 6) Уынджы æрæмбырд сты ... адæм. 7) Æз раластон мæ ... дзаума. К данному заданию имеется ключ. VIII. Объясните следующие выражения: домбай кусæг, мæлыны къахыл ныллæууыд, ингæны былмæ, былыстæр цуанон, гомгуыбын басиаччытæ, æрфидар сынтæгмæ, зæрдиагæй.
|
|||||