ИРОН ÆВЗАГ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
САМОУЧИТЕЛЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧАСТЬ I 1
2
3 4
5 ЧАСТЬ II 26
27
28
29
|
* Предыдущий урок * К содержанию * Следующий урок * Урок 9Грамматика Ж е л а т е л ь н о е н а к л о н е н и е Осетинские глаголы в желательном наклонении имеют формы: Н а с т о я щ е и б у ду щ е е в р е м я
Примеры:
П р о ш е д ш е е в р е м я (переходный глагол)
Пример: Глагол садзын – сагъд
(непереходный глагол)
Пример: Глагол сæдзын – сагъд
Примечание: Согласный т, появляющийся в прошедшем времени, характерен для глаголов, у которых основа настоящего времени оканчивается на й,у,р,л,м,н. У с л о в н о е н а к л о н е н и е Форма будущего времени условного наклонения образуется от основы настоящего времени и личного окончания:
Пример: Глагол садзын – садз
Упражнения 1. а) Проспрягайте следующие глаголы в прошедшем времени желательного наклонения: дзурын, бадын, зарын б) Проспрягайте следующие глаголы в будущем времени желательного наклонения: зæгъын, кусын, фыссын в) Проспрягайте следующие глаголы в будущем времени условного наклонения: кæсын, лидзын, уайын 2. Переведите следующие фразы на русский язык: Æз дзурон. Ды бадис. Уый мæрзтаид. Мах хъазиккам. Сымах æмбæлдаиккат. Уыдон змæликкой. Тест Определите по личным окончаниям лицо, число, время и наклонение следующих глаголов: нуазиккой, куыстаис, кафид, æфхæрдтаид, сыгъдаин, аразтаиккам, кæсиккой Упражнения для повторения 1. Переведите следующие фразы на осетинский язык: Я пишу. Мы сидели бы. Они будут работать. Ты будешь говорить. Вы бы знали. Он понимает. 2. Назовите осетинские слова, имеющие следующие значения: слушать, ухо, белый, черный, дождь, корень, ложка, звук, картина, рука, нога, голова, глаз, магазин, двор, улица, дорога, дом, потолок, стол, кровать, хлеб, говорить, сказать, понимать, покупать Склонение
Падежей в осетинском языке – восемь:
именительный, родительный, дательный,
направительный, отложительный, внешне-местный,
совместный, уподобительный. Падежи
Примечание: Во множественном числе к падежным окончаниям добавляется показатель множественности -т-, в остальном личные окончания совпадают с окончаниями в единственном числе, кроме именительного падежа, где вместо нулевого окончания имеем окончание -æ, и направительного падежа, где вместо -мæ во множественном числе имеем окончание -æм. Образец склонения с основой на согласную букву
с основой на гласную букву
Упражнения 1. Просклоняйте следующие слова и в единственном, и во множественном числе: чызг, кæрт, нана, зæрдæ 2. По окончаниям слов определите, в каком падеже стоят следующие слова: фæндагыл, бæласмæ, фыд, цæлхытæ, дуканийæ, уынгмæ, дзулимæ, лæгау, дуарæй, гæдыйæн, сынтæджы Выпишите их, поставив после каждого слова название падежа, в котором стоит данное слово. Объясните значения слов на русском языке. 3. Скажите, как будут звучать по-осетински следующие слова: матери, у отца, к сестре, на ноге, в руках, книги, из города, с часами Запомните следующие слова:
Учимся составлять предложения До сих пор Вы составляли словосочетания с помощью личных местоимений и глаголов. Вам необходимо вспомнить спряжение глаголов. В дальнейшем Вы должны научиться прибавлять к этим словосочетаниям имена, чтобы у Вас получились предложения. Пример: Æз цæуын «Я иду» - Æз цæуын (куда?) дуканимæ «Я иду (куда?) в магазин». Следует помнить, при этом, что группа подлежащего чаще всего предшествует группе сказуемого. Поэтому, предложение в нашем примере правильнее будет составить следующим образом: Æз дуканимæ цæуын «Я в магазин иду». Упражнения 1. Обратите внимание на порядок слов в предложениях. Задайте к каждому слову в предложении вопрос. Определите, в каком падеже стоят имена? Переведите их на русский язык: 1) Æз киномæ цæуын. 2) Ды киномæ цæуыс. 3) Уый киномæ цæуы. 4) Мах киномæ цæуæм. 5) Сымах киномæ цæут. 6) Уыдон киномæ цæуынц. Примечание: В подобных предложениях часто опускаются личные местоимения. В таком случае, перечисленные предложения будут выглядеть следующим образом: 1) Киномæ цæуын «(я) в кино иду». 2) Киномæ цæуыс «(ты) в кино идешь». 3) Киномæ цæуы «(он) в кино идет». 4) Киномæ цæуæм «(мы) в кино идем. 5) Киномæ цæут «(вы) в кино идете». 6) Киномæ цæуынц «(они) в кино идут. 2. Переведите следующие предложения на русский язык: 1) Уый бады хæдзары. 3) Мах кæрты хъазæм. 3) Уыдон скъоламæ цæуынц. 4) Æз куыстæй цæуын. 5) Ды урок дзурыс. 6) Сымах Аланимæ кафут. 7) Æз Зæринæйæн зарын. 8) Уый лæгау кусы. 3. Выпишите предложения. Раскрыв скобки, поставьте слова в нужном падеже с помощью вопросов. Переведите смысл составленных предложений на русский язык: 1) (что? мит) тайы. 2) Мит тайы (где? уынг). 3) Мит тайы (от чего? хур). 4) Мит тайы (на чем? зæхх). 5) æз (что? суг) ласын. 6) Суг ласын (на чем? бæх). 7) Суг ласын (откуда? хъæд). 8) Суг ласын (кому? нана). 9) Суг ласын (с кем? дада) 10) Суг ласын (подобно кому? бæх). 4. Переведите на осетинский язык следующие предложения: 1) Мы идем на работу. 2) Они сидят в классе. 3) Я иду к соседям. 4) Вы кушаете яблоки. 5) Ты сидишь на стуле. 6) Он танцует с Дзерассой. Лексические упражнения 1. а) Выпишите на одной стороне карточки следующие существительные в единственном и множественном числе, а на другой стороне карточки напишите переводы и вопросы к ним: дукани (что?), дуканийы (где?), дуканимæ (куда?), дуканийæ (откуса?), сыхаг (кто?), сыхаджы (кого?), сыхагмæ (у кого? к кому?), сыхагæй (от кого?), сыхагæн (кому?), сыхагыл (о ком? на ком?), сыхагау (подобно кому?), сыхагимæ (с кем?), куыст (что?), куыстмæ (куда?), куыстæй (откуда?), арвыл (где?), арвæй (откуда?), арвмæ (куда?) б) Выпишите на карточки следующие глаголы с парадигмой спряжения, а на другой стороне напишите их перевод: цæуын:
цæуын, цæуыс, цæуы, цæуæм, цæут, цæуынц в) Выпишите на карточки следующие личные местоимения и имена существительные, а на другой стороне напишите их перевод: æз, ды, уый, мах, сымах, уыдон, кусæг, лæппу, цъиу, мит 2. Просматривая карточки, проверьте знание лексики. 3. Выбирая из каждого задания по одной карточке, разложите их так, чтобы получилось предложение. Проверьте себя, посмотрев переводы на обратной стороне карточек. Контрольная работа I. Ответьте на следующие вопросы:
1) Какое личное окончание имеет
глагол в желательном наклонении в
будущем времени во 2-ом лице
множественного числа? II. Переведите следующие слова: Бадын, бандон, кусын, куыст, дзурын, дзырд, тайын, цъиу, мит, кусæг, сыхаг, арв, зæгъын, нуазын, æмбарын, кард, хид, бон , лæппу, æрдхорд, лымæн, дада, нана. III. Назовите по-осетински слова, означающие: показывать, просить, желтый, белый, черный, камень, улица, дорога, двор, ребенок, часы, останавливать, рука, нога К данному заданию имеется ключ. IV. Проспрягайте следующие глаголы в сослагательном наклонении в будущем времени: æмбарын, зонын, зæгъын V. Просклоняйте в единственном числе следующие существительные: æфсымæр, хо, дзырд, къуыри VI. Переведите на русский язык следующие предложения: Мах киномæ цæуæм. Уыдон футболæй хъазынц. Сымах скъолайæ цæут. Æз нанаимæ дзурын. Уый лæгау кусы. Ды чызджытæн зарыс. К данному заданию имеется ключ. VII. Переведите на осетинский язык следующие предложения: Машина везет камни. Птицы летят по небу. Мальчик играет в футбол. Дети купаются в реке. Мать играет с ребенком. Яблоки падают с деревьев. К данному заданию имеется ключ.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||