ИРОН ÆВЗАГ

 

 

САМОУЧИТЕЛЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА

Содержание

ЧАСТЬ I

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14
15 16 17 18
19 20 21 22
23 24 25

ЧАСТЬ II

26 27 28 29
30 31 32 33
34 35 36 37
38 39 40 41
42

 

 

 

* Предыдущий урок * К содержанию * Следующий урок *

Урок 7

Фонетика

Буквы пъ, тъ, цъ, чъ.

            Смычно-гортанные звуки и буквы пъ, тъ, цъ, чъ чужды русскому языку, но они имеются во всех кавказских языках. При их произношении гортань на время смыкается, и взрыв осуществляется тем запасом воздуха, который был в надгортанной области.

            1. Прочитайте следующие слова и сравните произношение п и пъ:

паддзахад
пайда
парахат
пъартвел
пъагон
пъагонджын

            2. Сравните произношение пъ и п в одних и тех же словах, звучащих в первом столбике по-осетински, а во втором – по-русски:

пъагон
пъавескæ
пъалаткæ
пъеро
пълан
пъол
погон
повестка
палатка
перо
план
пол

            3. Прочитайте следующие слова и сравните произношение т и тъ:

тæp «гони»
тар «темный»
тыл «темя»
тъæp «место возле печки для сушки дров»
тъаран «тарань»
тъыл «часть ножа, входящая в рукоятку»

            4. Сравните произношение тъ и т в одних и тех же словах, звучащих в первом столбике по-осетински, а во втором – по-русски:

тъахтин
тъуз
стъол
тахта
туз
стол

            5. Сравните произношение ц и цъ в двух столбиках:

цай «чай»
цар «потолок»
цæл «угощение»
цил «папоротник»
цъай «колодец»
цъар «кожица, кора, обложка»
цъæл «раздавленный»
цъил «волчок, юла»

            6. Сравните произношение ч и чъ в следующих словах:

чиныг «книга»
чи «кто»
чындз «невестка, сноха»
чъизи «грязный»
чъири «пирог (осетинский)
чъыр «известь, известка»

            7. Прочитайте следующие слова и постарайтесь запомнить их значение:

паддзах – царь, государь
паддзахад – государство
пайда – польза, толк, прибыль
парахат – обилие, достаток, простор
цъар – кожица, кора, обложка
цæл – угощение
чъизи – грязь, грязный
тæрын – гнать
тар – темный, дремучий
тыл – темя
чиныг – книга
цар – потолок
цъæл – раздавленный
чындз – невестка, сноха

Грамматика

Спряжение глагола в изъявительном наклонении

Будущее время

            Будущее время в изъявительном наклонении образуется с помощью личных окончаний и основы настоящего времени:

æздзынæн
дыдзынæ
уыйдзæн(ис)
махдзыстæм
сымахдзыстут
уыдондзысты

Повторение:

            1. Образуйте от инфинитива (неопределенной формы глагола) основу настоящего времени:

            калын, фыссын, кусын, дзурын, цæуын

            2. Проспрягайте следующие глаголы в изъявительном наклонении, настоящем времени:

            калын, фыссын, кусын, дзурын, цæуын

Образец спряжения в будущем времени:

æз кусдзынæн
ды кусдзынæ
уый кусдзæн
мах кусдзыстæм
сымах кусдзыстут
уыдон кусдзысты
«я буду работать»
«ты будешь работать»
«он будет работать»
«мы будем работать»
«вы будете работать»
«они будут работать»

Упражнения

            1. Проспрягайте следующие глаголы в в будущем времени изъявительного наклонения:

калын, фыссын, дзурын

            2. Переведите следующие фразы на русский язык:

         æз цæудзынæн, ды цæудзынæ, уый цаудзæн, мах цæудзыстæм, сымах цæудзыстут, уыдон цæудзысты

            3. Переведите следующие фразы на осетинский язык:

         я буду играть, ты будешь играть, он будет играть, мы будем играть, вы будете играть, они будут играть

Образование множественного числа существительных

            В осетинском языке имеются два числа: е д и н с т в е н н о е   и   м н о ж е с т в е н н о е.
           
- Множественное число образуется присоединением элемента т (в именительном падеже –тæ) к форме единственного числа:
           
бел – белтæ, ныв – нывтæ, дукани – дуканитæ.
           
- Иногда образование множественного числа сопровождается вставкой гласного ы между корнем и элементом т (тæ). Это происходит в следующих случаях:
           
1. Если слово оканчивается на группу согласных:
        
цæст – цæстытæ «глаз»
        
куыст – куыстытæ «работа»
        
кæрт – кæртытæ «двор»
        
бындз – бындзытæ «муха»
        
цалх – цæлхытæ «колесо»
        
карк – карчытæ «курица»

            Примечание: Исключение в этом ряду составляют некоторые слова, оканчивающиеся на -ргъ, -лгъ, -рг, -рд, -рм, -лм, -рв, -рс,-рз, -рдз, -рт, -нд, -нт, -нк, -нг, -вг, -ндз, -хс:

аргъ – æргътæ «цена»
алгъ – æлгътæ «кончик»
марг – мæргтæ «яд»
кард – кæрдтæ «нож»
арм – æрмттæ «рука»
царв – цæрвтæ «масло»
гарз – гæрзтæ «орудие, оружие»
хардз – хæрдзтæ «расход»
фырт – фырттæ «сын»
зæронд – зæрæдтæ «старый»
уынг – уынгтæ «улица»
авг – авгтæ «стекло»

            2. В двух- и многосложных словах, оканчивающихся на-æг и -ыг, гласные æ, ы во множественном числе выпадают, но зато перед показателем множественности вставляется ы, причем в словах на -æг согласный г закономерно переходит перед ы в дж, а в словах на -ыг буква ы исчезает, а после г появляется уы:

         барæг – барджытæ «всадник»
        
нарæг – нарджытæ «узкий»
        
зарæг – зарджытæ «песня»
        
кусæг – кусджытæ «рабочий»
        
мæсыг – мæсгуытæ «башня»
        
расыг – расгуытæ «пьяный»
        
нæмыг – нæмгуытæ «зерно»

Тест

Переведите следующие фразы на русский язык:

         Æз зарын, æз зарыдтæн, æз зардзынæн, ды баддзынæ, ды бадыс, ды бадтæ, уый зоны, уый зондзæн, уый зыдта, мах куыстам, мах кусдзыстæм, мах кусæм, сымах лæуут, сымах лæудзыстут, сымах лæууыдыстут, уыдон дзурынц, уыдон дзурдзысты, уыдон дзырдтой.

Упражнения

            1. Образуйте множественное число существительных:

стъол, бандон, мæй, хур, къус, хъус, лæппу, дур, хо

            Переведите их на русский язык.

            2. Образуйте множественное число существительных, оканчивающихся на -æг:

кæрдæг, хæрæг, стæг, сыгъдæг, уасæг, фыссæг, цæрæг, цæвæг

            3. Образуйте множественное число существительных, оканчивающихся на -ыг

нæмыг, уæныг, фæрдыг, чиныг, æрфыг, уидыг

            Согласные к, г, къ, перед ласными ы, и, е.

            Запомните: Согласные к, г, къ, перед гласными ы, и, е, всегда переходят соответственно в ч, дж, чъ. Например, карк «курица» – карчы «курицы (родит. падеж)», карчимæ «с курицей»; саг «олень» – саджы «оленя (родит. падеж)», саджимæ «с оленем»; тæскъ «корзина» – тæсчъы «в корзине», тæсчъимæ «c корзиной».

Контрольная работа

            I. Ответьте на вопросы:

            1) Какие звуки обозначают буквы цъ, чъ, пъ, тъ?
           
2) Как образуется основа настоящего времени глаголов?
           
3) Как образуется будущее время глаголов в изъявительном наклонении?
           
4) Как образуется множественное число?
           
5) В какие звуки переходят согласные к, г, къ, перед гласными ы, е, и?

            II. Что означают слова:

                        пайда, тар, паддзахад, цæл, тæрын, цъар

            III. Переведите на русский язык следующие фразы:

                   Уыдон куыстой. Мах лæууæм. Æз дзурдзынæн.
                  
Уый хъаздзæн. Сымах фыстат. Ды зоныс.

            IV. Образуйте от следующих существительных множественное число:

                        бур, скъола, быдыр, цалх, кæрц, тæрс, чындз, чызг,
                  
зынг, стæг, цæрæг, уынæг, уæйыг, уæныг, мæсыг

                         К данному заданию имеется ключ.

      
 

* Предыдущий урок * К содержанию * Следующий урок *