ИРОН ÆВЗАГ

 

 

САМОУЧИТЕЛЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА

Содержание

ЧАСТЬ I

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14
15 16 17 18
19 20 21 22
23 24 25

ЧАСТЬ II

26 27 28 29
30 31 32 33
34 35 36 37
38 39 40 41
42

 

 

 

* Предыдущий урок * К содержанию * Следующий урок *

Урок 10

Грамматика

Склонение личных местоимений

  I. Местоимение 1-го лица единственного числа (имеет в именительном падеже основу æз, в остальных падежах -мæн):

1. Им.
2. Род.
3. Дат.
4. Напр.
5. Отлож.
6. Вн.-мест.
7. Совм.
8. Уподоб.
æз
мæн 
мæнæн
мæнмæ, мæммæ
мæнæй
мæныл
мæнимæ
мæнау
«я»
«меня, мой»
«мне»
«ко мне, у меня»
«от меня, про меня»
«на мне, обо мне»
«со мной»
«подобно мне, как я»

Примеры:

Æз курын (Я прошу).
М
æн куры
(Меня просит).
Мæнæн куры
(Для меня (мне) просит).
М
æнмæ дзуры
(Ко мне обращается).
Мæнæй дзуры
(От меня говорит; Про меня говорит).
М
æныл дзуры
(Обо мне говорит).
Мем
ææнимæ) дзуры
(Со мной говорит).
М
æнау дзуры
(Подобно мне говорит).

II. Личное местоимение 2-го лица единственного числа (в именительном падеже имеет основу ды, в других падежах основу дæу):

1. Им.
2. Род.
3. Дат.
4. Напр.
5. Отлож.
6. Вн.-мест.
7. Совм.
8. Уподоб.
ды
д
æу
дæуæн
дæумæ
дæуæй
дæуыл
дæуимæ
дæуау
«ты»
«тебя, твой»
«тебе»
«к тебе, у тебя»
«от тебя, с тебя»
«на тебе, о тебе»
«с тобой»
«подобно тебе»

Примеры:

Ды дзурыс (Ты говоришь). 
Д
æу хонынц
(Тебя приглашают). 
Д
æуæн дзурынц
(Тебе говорят). 
Д
æумæ дзурынц
(К тебе обращаются). 
Дæуæй дзурынц
(От тебя говорят). 
Д
æуыл дзурынц
(О тебе говорят). 
Дем
æ дзурынц
тобой говорят). 
Д
æуау дзурынц
(Подобно тебе говорят).

III. Личные местоимения 3-го лица единственного числа характеризуются основой у-:

1. Им.
2. Род.
3. Дат.
4. Напр.
5. Отлож.
6. Вн.-мест.
7. Совм.
8. Уподоб.
уый
уый
уымæн
уымæ
уым
æй
ууыл
уыимæ
уыйау
«он; тот»
«его; того»
«ему; тому»
«у него, к нему; у того, к тому»
«от него, про него; от того, про того»
«на нем, о нем; на том, о том»
«с ним; с тем»
«подобно ему; подобно тому»

Примеры:

Уый дзуры (Он говорит). 
Уый чиныг
(Его книга). 
Уымæн дзуры
(Ему говорит). 
Уым
æ дзуры
(К нему обращается). 
Уымæй дзуры
(От него говорит; про него говорит). 
Ууыл дзуры
(О нем говорит). 
Уыим
æ дзуры
(С ним говорит). 
Уыйау дзуры
(Подобно ему говорит).

На заметку:
Местоимение уый совпадает с указательным местоимением.

IV. Личные местоимения 1-го и 2-го лица множественного числа имеют одну и ту же форму для именительного и родительного падежей. Эта форма служит основой для остальных падежей:

1. Им.
2. Род.
3. Дат.
4. Напр.
5. Отлож.
6. Вн.-мест.
7. Совм.
8. Уподоб.
мах
мах
мах
æн
махмæ
мах
æй
махыл
махим
æ
махау
«мы»
«нас, наш»
«нам, для нас»
«к нам, у нас»
«от нас, про нас»
«на нас, о нас»
«с нами»
«подобно нам»

Примеры:

Мах дзурæм (Мы говорим). 
Мах курынц
(Нас просят). 
Мах чиныг
(Наша книга). 
Мах
æн дзурынц
(Нам (для нас) говорят). 
Махмæ дзурынц
(К нам обращаются). 
Мах
æй дзурынц
(От нас говорят; про нас говорят). 
Махыл дзурынц
(О нас говорят). 
Махим
æ дзурынц
(С нами говорят). 
Махау дзурынц
(Подобно нам говорят).

1. Им.
2. Род.
3. Дат.
4. Напр.
5. Отлож.
6. Вн.-мест.
7. Совм.
8. Уподоб.
сымах
сымах
сымах
æн
сымахмæ
сымахæй
сымахыл
сымахим
æ
сымахау
«вы»
«вас, ваш»
«вам»
«к вам, у вас»
«от вас, про вас»
«на вас, о вас»
«с вами»
«подобно вам»

Примеры:

Сымах дзурут (Вы говорите). 
Сымах хонынц
(Вас приглашают). 
Сымах чиныг
(Ваша книга). 
Сымах
æн дзурынц
(Вам (рассказывают) говорят). 
Сымахмæ дзурынц
(К вам обращаются). 
Сымахæй дзурынц
(От вас говорят; про вас говорят). 
Сымахыл дзурынц
(О вас говорят). 

Сымахим
æ дзурынц
(С вами говорят). 
Сымахау дзурынц
(Подобно вам говорят).

V. Личное местоимение 3-го лица множественного числа имеет во всех падежах основу уыдон:

1. Им.
2. Род.
3. Дат.
4. Напр.
5. Отлож.
6. Вн.-мест.
7. Совм.
8. Уподоб.
уыдон
уыдон,
уыдоны
уыдонæн
уыдонм
æ
уыдонæй
уыдоныл
уыдоним
æ
уыдонау
«они; те»
«их; тех»
«им; тем»
«к ним, у них; к тем, у тех»
«от них, про них; от тех, про тех»
«на них, о них; на тех, о тех»
«с ними; с теми»
«подобно им; подобно тем»

Примеры:

Уыдон дзурынц (Они говорят). 
Уыдон (уыдоны) хонынц
(Их приглашают). 
Уыдон (уыдоны) чиныг
(Их книга). 
Уыдон
æн дзурынц
(Им говорят). 
У
ыдонмæ дзурынц
(К ним обращаются). 
Уыдон
æй дзурынц
(От них (про них) говорят). 
Уыдоныл дзурынц
(О них говорят). 
Уыдоним
æ дзурынц
(С ними говорят). 
Уыдонау дзурынц
(Подобно им говорят).

Для сведения: Местоимение 3-го лица множественного числа уый совпадает с указательным местоимением 3-го лица множ. числа, и имеют одинаковое склонение.

Упражнения

            1. Задайте вопросы к следующим местоимениям:

         Мæнæн. Демæ. Сымахимæ. Уыдоныл. Дæу. 
        
Ууыл. М
æнау. Дæуæй. Уыдоны. Уымæн.

            2. С помощью вопросов поставьте выделенные местоимения в нужном падеже. Переведите предложения на русский язык:

1) Æз (чья?) чиныг. 2) Æз ды (с кем?) дзурыс. 3) Ды æз (кому?) амоныс. 4) Уыдон мах (от кого?) цæуынц. 5) Мах уый ком?) зарæм. 6) Сымах уыдон (кого?) зонут. 7) Æз ды (подобно кому?) кафын. 8) Мах ды (к кому?) цæуæм.

            3. Переведите на осетинский язык следующие предложения:

         1) Он идет со мной. 2) Мы работаем у него. 3) Я пою о нем. 4) Он пишет ему письмо. 5) Ты читаешь как мы. 6) Вы идете от него. 7) Они показывают ему картины. 8) Я его приглашаю.

Запомните слова:

цымын – пить
къуыри неделя
мæй – месяц, луна
карк – курица
гогыз – индюк
дæттын – давать
аргъау – сказка
цæргæс орел
мыст – мышь
бабыз – утка
хъаз – гусь
агурын – искать

Имена прилагательные

            Имена прилагательные не только по формальным признакам, но и по употреблению не могут быть резко отграничены от существительных. Так, слово сырх означает не только «красный», но и «краснота», а также «рожа (болезнь)»; слово сыгъзæрин означает и «золотой», и «золото»; слово зæронди «старый», и «старик»; ирон – и «осетинский» и «осетин».

            Запомните: Прилагательные склоняются только тогда, когда они употребляются самостоятельно (т. е. выступают в роли имени существительного). Если же они стоят при существительном в качестве определения, то они не изменяются ни по падежам, ни по числам.

            Пример:

Им.
Род.
Дат.
Отлож.
сырх тырыса
сырх тырыса
йы
сырх тырысайæн
сырх тырысайæ
«красное знамя»
«красного знамени»
«для красного знамени»
«от красного знамени»    и т.д.

            При самостоятельном употреблении, прилагательные склоняются так же, как и существительные.

Пример:

Им.
Род.
Дат.
Отлож.
сырх
сырх
ы
сырхæн
сырхæй
«красный»
«красного»
«красному»
«от красноты»
сырхытæ
сырхыты
сырхытæн
сырхытæй
«красные»
«красных»
«красным»
«от красных» и т.д.

Упражнения

            1. Выпишите следующие словосочетания. Подчеркните прямой чертой имена существительные, а волнистой чертой – имена прилагательные. Переведите их на русский язык:

            сырх тырыса, сау барæг, хорз лæппу, 
        
урс сæр, тар æхсæв, хъарм бон

            2. Прочитайте следующие прилагательные и постарайтесь запомнить их:

урс – белый
сау – черный
бур – желтый
сырх – красный
цъæх – зеленый, синий, серый
морæ – коричневый
хорз – хороший
æвзæр – плохой
зæронд – старый
æрыгон – молодой
хистæр – старший
стыр – большой
гыццыл – маленький
дынджыр – большой, рослый
бæрзонд – высокий
ныллæг – низкий
ставд – толстый
лыстæг – мелкий
нарæг – узкий
фæтæн – широкий
цыбыр – короткий
кæстæр – младший

            3. Переведите следующие словосочетания на осетинский язык:

            Зеленая трава. Красное яблоко. Большой дом. Высокое дерево. Низкий стул. Узкая дверь. Старший брат.

            4.  Подобрав к следующим существительным соответствующие прилагательные из скобок, составьте словосочетания:

Хæдзар, дур, уынг, кæрдæг, стъол, лæппу, лæг, карк, цъиу, адæймаг. 

(ставд, бур, хорз, кæстæр, стыр, нарæг, цъæх, зæронд, ныллæг, сау.)

Учимся составлять предложения

            1.  Прочитайте следующие предложения. Обратите внимание на последовательность слов в предложении:

            1) Æз цымын (Я пью). 2) Æз цай цымын (Я чай пью). 3) Æз адджын цай цымын (Я сладкий чай пью). 4) Æз демæ адджын цай цымын (Я с тобой сладкий чай пъю).

            2. Составьте предложения из следующих слов и переведите и на русский язык:

            1) дзурыс, ды, мемæ. 2) лæппу, хорз, хъазын, æз, футболæй. 3) кусы, уый, мемæ. 4) кæрдæгыл, бадæм, цъæх, мах. 5) найын, æз, арф, доны, æхсаримæ.

            3. Составьте самостоятельно предложения со следующими словами:

            хæдзармæ, куыстæй, кусын, бадын, найын

Словоупотребление

            Некоторые осетинские слова, являясь синонимами, имеют ограниченное употребление:

            1. Слово нуазын «пить» и цымын «пить»:
           
Слово
цымын имеет ограниченное употребление. Этим словом пользуются, когда хотят сказать «пить чай» (цай цымын), а также при употреблении жидких блюд: хъæрмхуыпп цымын «кушать (пить) похлебку»; бас цымын «пить бульон».
           
Но, при этом, нельзя сказать
дон цымын «пить воду». В этом, и других случаях употребляется слово нуазын.

            2. Слово цъæх употребляется в самых разных значениях:
           
Для обозначения цвета: зеленый, синий, серый (
цъæх кæрдæг «зеленая трава», цъæх цæстытæ «синие глаза», цъæх бирæгъ «серый волк»).
           
Для обозначения качества: зеленый (неспелый), ранний, маленький (
цъæх фæткъуы «зеленое (неспелое) яблоко», бон фæцъæх «рассвело (так говорят про наступление дня)», цъæх чызг «маленькая незрелая девочка»).

Контрольная работа

             I. Ответьте на следующие вопросы:

            1) Какие звуки дают к, г, къ перед ы,е,и?
           
2) Перечислите, какие личные местоимения вы знаете?
           
3) Какую основу имеет личное местоимение
æз в косвенных падежах?
           
4) Как ло основу имеет личное местоимение
ды в косвенных падежах?

            II. Назовите по-осетински слова, означающие:

            зеленый, низкий, высокий, синий, хороший, старый, молодой, младший старший, маленький, большой, черный, белый, желтый

            К данному заданию имеется ключ.

            III.  Выпишите предложения. Раскрыв скобки, переведите в соответствующем падеже местоимения:

         1) (Я) куыстмæ цæуын. 2) Уый (со мной) куыстмæ цæуы. 3) Уыдон (мне) фæткъуытæ дæттынц. 4) Ды (про меня) æвзæртæ загътай. Уый (подобно мне) хорз кусы. 6) Ды (мои) чингуытæ исыс.

            К данному заданию имеется ключ.

            IV. Просклоняйте следующие слова и словосочетания. Скажите, в каких случаях прилагательные склоняются, а в каких – нет?:

            æвзæр, æвзæртæ, æвзæр лæппу, æвзæр лæппутæ

            V.  Дополните предложения, добавив к имеющимся словам в предложениях прилагательные, которые даются в скобках:

            1) Мемæ лæппу кусы. 2) Уый фæткъуы хæры. 3) Демæ чызг кафы. 4) Мах бæлæстæ аразæм. 5) Зæронд устытæ бадынц бандоныл. 6) Лæппутæ кæрты хъазынц портийæ.

            (Слова для использования: хорз, ставд, рæсугъд, даргъ, сырх, гыццыл.)

            К данному заданию имеется ключ.

Упражнения для повторения

            1. Образуйте множественное число от следующих слов в единственном числе:

            рæстæг, фыд, хæстæг, мад, хъуг, чызг, лæппу, скъола, цæрæг

            2.  Повторите из урока 8 главу «Чередование а-æ при образовании множественного числа».

            3.  Образуйте от инфинитива следующих глаголов повелительное наклонение во 2-ом лице ед. числа:

            зæгъын, дзурын, бадын, кусын, лæууын, найын, нуазын, фыцын, цымын, цæуын, кæуын, хъæуын

            4. Проспрягайте письменно следующие глаголы в прошедшем времени желательного наклонения:

            аразын, архайын, æвдисын, æвзарын

            5. Повторите падежи. Ответьте на вопросы:

            – На какие вопросы отвечает каждый падеж?
           
– Какие личные окончания имеет каждый падеж и в единственном, и во множественном числе?

            6.  Ориентируясь по окончаниям, задайте к каждому слову соответствующий вопрос:

            мæнмæ, хæдзарæй, дуртимæ, лæгау, демæ, стъолы, лæппуйыл, чызгæн, рудзгуытæ, рудзынджы, дуарæй

            7. Назовите по-осетински слова, означающие:

            Пить, неделя, двор, брат, понимать, сказать, говорить, сказка, орел, мышь, играть, искать, давать, месяц, год, небо, нож, ложка, бледный, губа, картина, низ, корень, вид, видеть, значение, колесо, слово.

 

      
 

* Предыдущий урок * К содержанию * Следующий урок *