ИРОН ÆВЗАГ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
САМОУЧИТЕЛЬ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧАСТЬ I 1
2
3 4
5 ЧАСТЬ II 26
27
28
29
|
* Предыдущий урок * К содержанию * Следующий урок * Урок 10Грамматика Склонение личных местоимений I. Местоимение 1-го лица единственного числа (имеет в именительном падеже основу æз, в остальных падежах -мæн):
Примеры: Æз
курын (Я прошу). II. Личное местоимение 2-го лица единственного числа (в именительном падеже имеет основу ды, в других падежах основу дæу):
Примеры: Ды дзурыс (Ты
говоришь). III. Личные местоимения 3-го лица единственного числа характеризуются основой у-:
Примеры: Уый дзуры (Он
говорит). На заметку: IV. Личные местоимения 1-го и 2-го лица множественного числа имеют одну и ту же форму для именительного и родительного падежей. Эта форма служит основой для остальных падежей:
Примеры: Мах дзурæм (Мы
говорим).
Примеры: Сымах дзурут (Вы
говорите). V. Личное местоимение 3-го лица множественного числа имеет во всех падежах основу уыдон:
Примеры: Уыдон дзурынц (Они
говорят). Для сведения: Местоимение 3-го лица множественного числа уый совпадает с указательным местоимением 3-го лица множ. числа, и имеют одинаковое склонение. Упражнения 1. Задайте вопросы к следующим местоимениям:
Мæнæн.
Демæ. Сымахимæ.
Уыдоныл. Дæу. 2. С помощью вопросов поставьте выделенные местоимения в нужном падеже. Переведите предложения на русский язык: 1) Æз (чья?) чиныг. 2) Æз ды (с кем?) дзурыс. 3) Ды æз (кому?) амоныс. 4) Уыдон мах (от кого?) цæуынц. 5) Мах уый (о ком?) зарæм. 6) Сымах уыдон (кого?) зонут. 7) Æз ды (подобно кому?) кафын. 8) Мах ды (к кому?) цæуæм. 3. Переведите на осетинский язык следующие предложения: 1) Он идет со мной. 2) Мы работаем у него. 3) Я пою о нем. 4) Он пишет ему письмо. 5) Ты читаешь как мы. 6) Вы идете от него. 7) Они показывают ему картины. 8) Я его приглашаю. Запомните слова:
Имена прилагательные Имена прилагательные не только по формальным признакам, но и по употреблению не могут быть резко отграничены от существительных. Так, слово сырх означает не только «красный», но и «краснота», а также «рожа (болезнь)»; слово сыгъзæрин означает и «золотой», и «золото»; слово зæронд – и «старый», и «старик»; ирон – и «осетинский» и «осетин». Запомните: Прилагательные склоняются только тогда, когда они употребляются самостоятельно (т. е. выступают в роли имени существительного). Если же они стоят при существительном в качестве определения, то они не изменяются ни по падежам, ни по числам. Пример:
При самостоятельном употреблении, прилагательные склоняются так же, как и существительные. Пример:
Упражнения 1. Выпишите следующие словосочетания. Подчеркните прямой чертой имена существительные, а волнистой чертой – имена прилагательные. Переведите их на русский язык:
сырх тырыса, сау барæг, хорз лæппу, 2. Прочитайте следующие прилагательные и постарайтесь запомнить их:
3. Переведите следующие словосочетания на осетинский язык: Зеленая трава. Красное яблоко. Большой дом. Высокое дерево. Низкий стул. Узкая дверь. Старший брат. 4. Подобрав к следующим существительным соответствующие прилагательные из скобок, составьте словосочетания: Хæдзар, дур, уынг, кæрдæг, стъол, лæппу, лæг, карк, цъиу, адæймаг. (ставд, бур, хорз, кæстæр, стыр, нарæг, цъæх, зæронд, ныллæг, сау.) Учимся составлять предложения 1. Прочитайте следующие предложения. Обратите внимание на последовательность слов в предложении: 1) Æз цымын (Я пью). 2) Æз цай цымын (Я чай пью). 3) Æз адджын цай цымын (Я сладкий чай пью). 4) Æз демæ адджын цай цымын (Я с тобой сладкий чай пъю). 2. Составьте предложения из следующих слов и переведите и на русский язык: 1) дзурыс, ды, мемæ. 2) лæппу, хорз, хъазын, æз, футболæй. 3) кусы, уый, мемæ. 4) кæрдæгыл, бадæм, цъæх, мах. 5) найын, æз, арф, доны, æхсаримæ. 3. Составьте самостоятельно предложения со следующими словами: хæдзармæ, куыстæй, кусын, бадын, найын Словоупотребление Некоторые осетинские слова, являясь синонимами, имеют ограниченное употребление:
1. Слово нуазын
«пить» и цымын
«пить»:
2. Слово цъæх
употребляется в самых
разных значениях: Контрольная работа I. Ответьте на следующие вопросы:
1) Какие звуки дают к,
г,
къ
перед ы,е,и? II. Назовите по-осетински слова, означающие: зеленый, низкий, высокий, синий, хороший, старый, молодой, младший старший, маленький, большой, черный, белый, желтый К данному заданию имеется ключ. III. Выпишите предложения. Раскрыв скобки, переведите в соответствующем падеже местоимения: 1) (Я) куыстмæ цæуын. 2) Уый (со мной) куыстмæ цæуы. 3) Уыдон (мне) фæткъуытæ дæттынц. 4) Ды (про меня) æвзæртæ загътай. Уый (подобно мне) хорз кусы. 6) Ды (мои) чингуытæ исыс. К данному заданию имеется ключ. IV. Просклоняйте следующие слова и словосочетания. Скажите, в каких случаях прилагательные склоняются, а в каких – нет?: æвзæр, æвзæртæ, æвзæр лæппу, æвзæр лæппутæ V. Дополните предложения, добавив к имеющимся словам в предложениях прилагательные, которые даются в скобках: 1) Мемæ лæппу кусы. 2) Уый фæткъуы хæры. 3) Демæ чызг кафы. 4) Мах бæлæстæ аразæм. 5) Зæронд устытæ бадынц бандоныл. 6) Лæппутæ кæрты хъазынц портийæ. (Слова для использования: хорз, ставд, рæсугъд, даргъ, сырх, гыццыл.) К данному заданию имеется ключ. Упражнения для повторения 1. Образуйте множественное число от следующих слов в единственном числе: рæстæг, фыд, хæстæг, мад, хъуг, чызг, лæппу, скъола, цæрæг 2. Повторите из урока 8 главу «Чередование а-æ при образовании множественного числа». 3. Образуйте от инфинитива следующих глаголов повелительное наклонение во 2-ом лице ед. числа: зæгъын, дзурын, бадын, кусын, лæууын, найын, нуазын, фыцын, цымын, цæуын, кæуын, хъæуын 4. Проспрягайте письменно следующие глаголы в прошедшем времени желательного наклонения: аразын, архайын, æвдисын, æвзарын 5. Повторите падежи. Ответьте на вопросы:
– На какие вопросы отвечает каждый
падеж? 6. Ориентируясь по окончаниям, задайте к каждому слову соответствующий вопрос: мæнмæ, хæдзарæй, дуртимæ, лæгау, демæ, стъолы, лæппуйыл, чызгæн, рудзгуытæ, рудзынджы, дуарæй 7. Назовите по-осетински слова, означающие: Пить, неделя, двор, брат, понимать, сказать, говорить, сказка, орел, мышь, играть, искать, давать, месяц, год, небо, нож, ложка, бледный, губа, картина, низ, корень, вид, видеть, значение, колесо, слово.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||