НАМ НУЖНА НОВАЯ ШКОЛА
(газета «Северная Осетия», 21 августа 2007 года)
Выбор тем для интервью с первым заместителем министра образования и науки республики накануне очередного учебного года довольно широкий. Актуальных проблем в данной сфере предостаточно: и подготовка школ, их материально-техническая оснащенность, и нехватка кадров, учебников и т. д. Однако предметом нашего разговора с Владиславом ТОТРОВЫМ на этот раз стал комплексный проект модернизации образования РСО-А. Как известно, в начале этого года Северная Осетия выиграла конкурс в рамках нацпроекта «Образование», и федеральный центр выделил нашему региону солидные финансовые средства на реализацию идей модернизации общего образования. Мероприятия, связанные с реформами, уже начались и успели вызвать в обществе неоднозначную оценку. Какие же перспективы у общего образова-ния республики в связи с его модернизацией? Об этом — наше интервью. — Владислав Бечирбекович, скажите, как возникла идея модернизации общего образования республики? Для чего понадобились такие масштабные реформы? Неужели нельзя было обойтись без них?
— Проект модернизации возник вовсе не случайно. И не спонтанно. Необходимость в нем продиктовали сама жизнь и сложившаяся в обществе ситуация. Вернемся немного в прошлое, а именно к восьмидесятым годам прошлого столетия. Уже тогда, на закате советской эпохи, громко заговорили о том, что общее образование не отвечает запросам времени. Прежде всего, имелось в виду качество школьных знаний. Тогда же предпринимались неоднократные попытки реформирования системы. И характерным было то, что реформы эти были, как правило, шараханьями из стороны в сторону, из одной крайности в другую. Не было четких ориентиров: что и как нужно менять. Были предложения полностью отказаться от советской системы образования, но опять же, ничего ясного не предлагалось взамен. Одновременно с этим в обществе, болезненно переживающем распад огромной сверхдержавы, нарастали и другие негативные процессы. Государство перестало уделять серьезное внимание сфере образования, из года в год сокращалось финансирование на ее нужды. Все это в конечном итоге привело к тому, что материально-техническая база учебных заведений пришла в упадок, из-за низкой заработной платы школы потеряли значительную часть квалифицированных кадров, упал и престиж учителя. В 90-е годы система общего образования достигла критической точки своего развития. И о каком качестве знаний можно было говорить? К тому же в образовании пышным цветом расцвело такое уродливое явление, как коррупция. И это не секрет. По сути дела, четкие цели и задачи российского образования были сформулированы государством только в 2001 году. Тогда Правительством РФ была утверждена концепция модернизации до 2010 года. В этом документе была обозначена главная цель — создание механизма устойчивого развития образования, а также определены приоритетные задачи: 1. Обеспечение государством гарантий доступности и равных возможностей получения образования; 2. Достижение современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; 3. Повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; 4. Развитие образования как открытой государственной и общественной системы.
Итак, вектор развития образования был обозначен. С этого времени во многих регионах России начались масштабные реформы, так как у всех было понимание, что преобразования неизбежны, и откладывать их больше нельзя. В нашей республике, к сожалению, мало что было сделано за эти годы. Система образования у нас во многом оставалась консервативной, в то время как необходимо было адекватно встраиваться в единое российское образовательное пространство, вне которого мы просто не можем существовать. Недавно на федеральном уровне был принят закон об обязательности для всех выпускников школ Единого государственного экзамена с 2009 года. Жесткие требования коснулись и нормативно-подушевого финансирования учебных заведений, и новой системы оплаты труда педагогов. Поэтому, так или иначе, нам необходимо было разрабатывать и внедрять собственный проект модернизации общего образования и делать это за счет средств республики. И здесь федеральные органы приняли решение в рамках приоритетного национального проекта «Образование» поддержать ряд регионов, осуществляющих модернизацию. Был объявлен кон-курс проектов. Мы подумали, почему бы не поучаствовать в нем и попытаться получить солидные финансовые средства — 119,5 млн рублей ежегодно в течение трех лет. Для сравнения, бюджет рес-публики на образование выделяет в основном деньги на выплату заработной платы учителям. На развитие образования финансов практически не остается. Конкурс Северная Осетия выиграла и сразу приступила к реализации идей проекта модерниза-ции, общей целью которого является повышение качества образования школьников. — Расскажите об основных направлениях проекта модернизации системы общего образования нашей республики. Что конкретно выиграют от реформ ученик, педа-гог, родитель, в целом общество?
— Концепция нашего проекта полностью согласуется с концепцией модернизации российского образования, о которой я говорил выше. Те же приоритетные направления мы взяли за основу. Чтобы обеспечить приток в средние школы молодых талантливых педагогов, повысить материальное благосостояние учителей, предлагается введение новой системы оплаты труда. Такой, которая будет учитывать конкретные показатели работы учителя: успеваемость учеников, их участие в олимпиадах, конкурсах, поступление в вузы и так далее. Таким образом, важным становится не то, сколько часов трудится педагог, а то, какая отдача от его деятельности. По новой системе, фонд оплаты труда состоит из двух частей: базовой (тарифной) и надтарифной. Последняя и будет выплачиваться в соответствии с показателями работы. Тем самым доходы учителя возрастут до полутора раз. И это касается как молодого учителя, так и его коллеги со стажем. Как необходимо оценивать труд учителя? Для этого разработано следующее направление проекта: развитие региональной системы оценки качества образования. В ее основе — независимая оценка знаний учащегося. Она уже реализована на практике в форме эксперимента по Единому госэкзамену для выпускников. Наша задача — чтобы независимая оценка знаний проводилась и на каждой ступени школьного образования. Кстати, одной из особенностей ЕГЭ является общность тестовых заданий для выпускников всех российских школ. Таким образом, мы говорим о соблюдении единых образовательных стандартов всеми учебными заведениями. Кроме того, материалы ЕГЭ ориентированы на профильное обучение. Чтобы успешно пройти тестирование, ученику необходимо хорошо знать данный предмет. А для этого у него должна быть возможность получать углубленные знания в школе. Вот почему в последние годы в старшую ступень средней школы активно внедряется профильное образование. Сегодня оно становится необходимостью в каждой школе. Но не каждая школа республики в состоянии профильное образование реализовать. Отсюда вытекает следующее направление проекта: развитие сети общеобразовательных учреждений, обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства. Дело в том, что в ряде сельских мало-комплектных школ республики, где в старших классах всего несколько учеников, организовать профильное образование на сегодняшний день не пред-ставляется возможным. Из-за малого числа детей, из-за отсутствия достаточного числа квалифицированных кадров, из-за слабой технической оснащенности. Можно, конечно, и для двух учеников организовать профильный класс, но какие это затраты и где найти эти средства? А лишать сельских детей права доступа к получению качественного современного образования мы не мо-жем. Развитие сети предполагает создание базовых школ, в которых могли бы учиться и старшеклассники из близлежащих населенных пунктов. При этом базовая школа оснащается всем необходимым оборудованием, кадрами и т. д. Когда мы планировали развитие сети школ, то исходили, прежде всего, из того, что ни одна школа в селе не должна быть закрыта. Село нельзя оставлять без образовательного учреждения, так как это способствовало бы оттоку населения, чего мы не можем допустить. — Как будут старшеклассники добираться до мест учебы?
— Их будут перевозить в специальных новых школьных автобусах, которые республика получи-ла в рамках нацпроекта «Образование». Кстати, проект модернизации тесно связан и с программой социально-экономического развития республики, планом дорожных работ. Дороги, в том числе высокогорные, по которым последуют школьные автобусы, будут приводиться в надлежащий порядок, и работы эти уже начались. Безопасность детей превыше всего. В среднем маршрут передвижения школьников составит 8—10 километров. — Кстати, именно реструктуризация школьной сети вызывает наибольшие споры. Один из аргументов противников такой: реформы приведут к непоправимым соци-альным и культурным последствиям, то есть к вымиранию сел и родного языка. Читательница «СО» Эмма Дзитиева, старший преподаватель кафедры методики национального образования СОГУ, в своем письме в редакцию пишет: «Социологически общество состоит из сельской и городской зон, то есть культуры и инноваций. Зачем сегодня нарушать этот естественный уклад с помощью «модернизации», не лучше ли помочь сельской школе, создать в ней все условия для учебы?».
— Что касается вреда родному языку, то я не разделяю такую точку зрения. Сохранение и развитие языка нельзя увязывать только с системой образования, это более широкое явление. К примеру, у нас есть школы, где при равных часах по родному и иностранному языкам дети лучше владеют иностранным. Убежден: если любовь к родному языку не прививается ребенку в семье с самого рождения, то только благодаря школе язык не выучить. Эту мысль, кстати, неоднократно повторял и наш выдающийся ученый Васо Абаев. Еще раз говорю: ни одна сельская школа не будет закрыта, просто изменится статус некоторых из них. Это во-первых. Во-вторых, перевозки школьников будут осуществляться из одного села в другое, ближайшее, где нет культурного различия. Где же здесь опасность исчезновения осетинского языка? У меня другой вопрос к оппонентам: разве мы должны лишать сельских детей возможности получать хорошее образование наравне с городскими сверстниками? Мы не только не можем допустить, но и не вправе это делать, так как это было бы нарушением прав ребенка. А по поводу создания современных условий в сельской школе я уже говорил, что сегодня республика не в состоянии с этой задачей справиться и еще не скоро сможет это сделать. Конечно, в идеале в каждом населенном пункте должна быть полноценная школа. И много детей, что также немаловажно. Но если социально-демографическая ситуация в селах улучшится, никто не помешает вновь изменить статус школы. Подчеркиваю, надо исходить из современных реалий, а не заниматься популизмом. Другого пути поднять нашу систему общего образования на новый уровень у нас нет. В этом я лично абсолютно убежден. За необходимость и целесообразность реформ высказались и большин-ство работников образования республики. Ведь посмотрите, сколько уже сделано и делается в учебных заведениях благодаря нацпроекту. В школы поступает новое современное учебно-лабораторное оборудование, почти завершена работа по подключению их к сети Интернет. В ходе реализации проекта модернизации мы пойдем еще дальше: продолжится оснащение школ мебелью, лабораторным оборудованием, компьютерной техникой. Во Владикавказе и районах появятся школьные информационно-ресурсные центры с единой сетью Интернет, благодаря которой учебные заведения смогут оперативно обмениваться информацией, делиться опытом и так далее. Все эти мероприятия будут осуществляться не сразу, а постепенно, в течение нескольких лет. — В начале нашего разговора вы упомянули о коррупции в образовательных учреждениях, о ее угрожающих масштабах. Помогут ли начатые реформы справиться с этим позорным явлением?
— Болезнь коррупции — общая для всего российского образования. Не секрет, что очень часто школьные оценки, вузовские дипломы покупаются и продаются. Не избежала этого порочного яв-ления и Северная Осетия. Страдает от этого все общество, которое в итоге получает специалистов-недоучек и людей с искаженными моральными принципами. Так вот, концепция модернизации образования, в основу которой заложен системный подход к решению проблем, призвана порочный круг коррупции разорвать. Не всем это нравится, поэтому реформы и натыкаются на сопротивление. В этом году впервые все выпускники школ республики сдавали экзамены по математике и русскому языку в форме тестирования, то есть ЕГЭ. По результатам ЕГЭ шло и зачисление абитуриен-тов в вузы. Эта форма независимой аттестации уже дала свои положительные результаты. Возможно, еди-ничные случаи необъективного подхода к сдающему ЕГЭ и были, но абсолютное большинство вы-пускников школ и абитуриентов получили объективные оценки своих знаний. Те, кто показал вы-сокий уровень подготовки, смогли сами, без посторонней помощи, поступить в вузы. Многие роди-тели сегодня благодарны нам за ЕГЭ, который позволил их детям не по блату, а по знаниям стать студентами. Разве это не удар по коррупции? Перемены в школьной жизни многим людям вернули надежду и веру, вновь подняли ценность образования на должный уровень. Все это придает уверенность в правильности избранного пути.
Беседовала Т. ТАУТИЕВА.
______________________________________ ______________________________________
Вот так. Видимо, для нашего министерства образования, вопроса о создании национальной школы даже не стоит. Лично для меня слова о сохранениии языка в семье в устах чиновника (не только этого конкретного, а любого), особенно когда цитируется, набивший оскомину отрывок из статьи Абаева, — это СИМПТОМ. Человек против национальной школы. В лучшем случае ему на это наплевать.
|