Говорите по-осетински: сайт для интересующихся осетинским языком

Осетинский форум | Осетинская Википедия | Осетинские словари


Поиск по словарю:

Осетинский язык и фольклор

В послевоенные годы важной вехой развития осетиноведения стал выход в свет книги «Осетинский язык и фольклор» (Издательство Академии наук СССР, 1949), которая представляет собой сборник языковедческих текстов, частью ранее изданных в различных источниках, частью опубликованных впервые.


Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор
PDF со сканом книги 1949 года: скачать (40 МБ).

Титульный лист книги

Предисловие

Инициатива издания настоящего сборника принадлежит кафедре осетинского языка и литературы Северо-Осетинского педагогического института. Учащиеся осетинских школ, изучающие родной язык и фольклор, студенты и аспиранты, специализирующиеся по осетинскому языку и фольклору, наконец преподаватели этих дисциплин в средней и высшей школе испытывают большие трудности в связи с отсутствием доступной научной литературы по языку и устному народному творчеству осетин. Старые работы А. Шегрена и В. Миллера, не говоря уже о том, что они стали библиографической редкостью, сильно устарели, а новейшая литература, вообще говоря довольно значительная, мало доступна в силу ее разбросанности.

Эти обстоятельства побудили еще в 1935 г. приехавшего в Ленинград представителя Сев. Осетии обратиться в Академию Наук СССР с просьбой выпустить отдельным сборником все те наши статьи, которые имеют своим предметом или хотя бы затрагивают вопросы осетинского языка и фольклора. Академия Наук, в лице директора Института языка и мышления им. Н. Я. Марра академика И. И. Мещанинова, отнеслась с полным сочувствием к просьбе Сев. Осетии. Книга была включена в план академических изданий. Однако в силу ряда обстоятельств издание сборника не могло быть осуществлено до настоящего времени. Такая задержка имела и свою положительную сторону: явилась возможность пополнить сборник новыми работами и более чем удвоить его объем.

Осетины, язык и фольклор которых составляют предмет настоящего сборника, относятся к числу небольших по численности народов Советского Союза (354,5 тысяч по данным на 17 I 1939, т. е. 0,21 % к населению СССР). Заслуживают ли они, чтобы Академия Наук посвятила им такое обширное издание? Этот вопрос мог бы возникнуть при всяких других условиях, но только не при наших, советских. «Советские люди считают, что каждая нация, — всё равно — большая или малая, имеет свои качественные особенности, свою специфику, которая принадлежит только ей и которой нет у других наций. Эти особенности являются тем вкладом, который вносит каждая нация в общую сокровищницу мировой культуры и дополняет ее, обогащает ее. В этом смысле все нации — и малые и большие, — находятся в одинаковом положении, и каждая нация равнозначна любой другой нации» (Сталин).

Историческое прошлое осетин богато, значительно и полно интереса. Предки осетин, входившие в состав скифских, сарматских и аланских племенных образований, в течение двух тысячелетий не сходили со страниц истории. Они внесли существенный вклад в культурное развитие юга России и Северного Кавказа в древний период.

В дальнейшем события приняли неблагоприятный оборот. Осетинский народ оказался замкнутым в нескольких горных ущельях Центрального Кавказа, и над ним нависла угроза полного вымирания и исчезновения. Но через все тягчайшие испытания он бережно пронес два сокровища своей национальной культуры: язык и фольклор.

С Октябрьской революцией для осетинского народа взошла заря новой жизни, хозяйственного и культурного расцвета. Народ получил на заселение плодороднейшие земли, на которых колхозники собирают небывалые урожаи. Созданы промышленные предприятия не только местного, но и общесоюзного значения. Страна покрылась густой сетью школ. Открыто несколько высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. Бурно растут литература и печать.

В годы Великой Отечественной войны осетины, сражаясь бок о бок с русскими и другими братскими народами, показали выдающиеся образцы мужества, героизма и любви к родине. По количеству награжденных пропорционально к численности народа осетины занимают одно из первых мест в Советском Союзе.

В 1949 г. Советская Северная Осетия празднует 25-летие своей автономии. Этой знаменательной дате и посвящается настоящий сборник.

Подводя в этой книге итог 20-летней работе в области языка и фольклора осетин, автор прекрасно отдает себе отчет, насколько незначительно все сделанное, по сравнению с тем, что нужно еще сделать. Тем не менее автор позволяет себе надеяться, что книга принесет некоторую пользу, освещая, с одной стороны, ряд частных вопросов языка, фольклора и культурной истории и, с другой, выясняя общие методологические предпосылки для конкретного применения к осетинскому материалу принципов нового, советского языкознания, основы которого заложены нашим покойным учителем Н. Я. Марром.

Часть статей перепечатана (с необходимыми поправками и дополнениями) из различных, в большинстве давно уже вышедших из продажи и малодоступных изданий. Остальные печатаются впервые. При всем разнообразии содержания, работы, вошедшие в сборник, пронизаны одной мыслью: посильно использовать данные языка и фольклора для освещения исторического прошлого осетинского народа.

Сборник расчитан на два выпуска. В настоящий, первый выпуск вошли в основном лингвистические работы.

Первый раздел посвящен общим вопросам. Крупнейшая работа этого раздела «Происхождение и культурное прошлое осетин по данным языка» дает суммарный обзор языковых материалов, на которых покоятся в основном наши современные представления о происхождении и древнем быте осетин и об их культурных связях и отношениях с другими народами. Она служит как бы лингвистическим введением в историю осетинского народа.

Следующие статьи этого раздела трактуют в разных аспектах об одном и том же: об участии кавказского субстрата в образовании осетинского языка и, стало быть, о языковом смешении. Последняя статья «Древнеперсидские элементы в осетинском» также затрагивает вопрос о смешении, но только о смешении междиалектальном, внутри-иранском. Особый раздел посвящен скифо-аланским темам, имеющим первостепенное значение для древней истории осетин. Здесь рассмотрены, с одной стороны, дошедшие до нас памятники скифской и аланской речи, с другой — языковые свидетельства сношений алан с другими народами: венграми, славянами, готами, хазарами, монголами, горными татарами, грузинами, сванами, мегрелами, абхазами.

В разделе «Диалектология» дается впервые систематический обзор расхождений между двумя основными диалектами осетинского языка, иронским и дигорским.

В разделе «Вопросы фонетики и грамматики» затронуты некоторые частные вопросы, не получившие освещения в разделах «Общие вопросы» и «Диалектология».

В последнем разделе привлекается история нескольких слов для иллюстрации общих закономерностей исторической семасиологии. Во второй выпуск войдут работы по фольклору, а также статьи и заметки разнообразного содержания, не вошедшие в первый выпуск. Там же будут помещены указатели к обоим выпускам.

Мы считаем приятным долгом выразить нашу глубокую признательность академику И. И. Мещанинову, много содействовавшему изданию настоящего сборника.

В. И. Абаев