1.Осетинский этимологический букварь. Все этимологические звуки имеют смысли, а гласные звуки одновременно являются дыхательными, позволяя созданию звуков. При этом гласные звуки являются словами, понятными при их произнесении. Согласные звуки то же имеют свои смысли, но обычно используются в сочетании с гласными звуками. Это обусловлено тем обстоятельством, что мы не можем их произнести без дыхательных звуков. Дыхательные звуки позволяют регулировать звуковые параметры и тем самым расширяя их смысловые диапазоны. От взаимного расположения гласных и согласных смысли меняются на противоположности. Это Закон «Перестановок». Подробнее будем изучать в последующем. А пока ограничимся замечанием, что закон «Перестановок» иногда распространяется не только на одиночные фонемы (звуки), но на парные. Например, нахождение фонема «ма» (не) впереди слова «ацу» (уходи, пойди) - ма ацу- дает смысл «не уходи», а при переносе его назад – ацу ма- (пойди-ка), дает противоположный смысл. Теперь самым кратким образом о других фонемах(одиночных звуков). Надо имеет ввиду, что смысл гласных фонем достаточно очевидно, тогда как смысли согласных можно выразить веером смежных понятий. «А» - достаточно подробно описан в словарях. Однако, традиционное языкознание игнорирует законы этимологии, и поэтому, нет понимания изменения смысла звука «а» в свою противоположность в зависимости от места расположения, впереди или сзади. «Æ» - в начале фонем, реликтов и слов – без. В конце слов превращается в противоположность –да. . «Б» - (обычно ставиться впереди фонема, реликта) придает смысл «капитальности, основательности, завершенности» последующему фонему – «бадын» -сидеть; бахаерын» - покушать; бабуцкаенын – приласкать; бузныг – благодарный; быхсаг – терпеливый; быцаеу – подпорка; конфликт; бын – основа, низ, внизу, под…; бындар – наследник; бындур – фундамент; бырд – опользен; бур- желтый; бон – день; бирае – много; бинонтае – семья; богъ – бык оссеменитель; баестае – страна; баерн – поручительство, поручение; баезгае – годный, пригодный; бацаеуын – зайти. В случае когда звуки «а» и «б» свазаны с направлением, то они имеют противоположный смысл. Например ацаеуых – уходить, а бацаеуын – зайти. «В» - фиксирует состояние «изменения». Поэтому он практически не встречается в начале слов, а обычно в конце фонем, реликтов. Звуки «ф» и «в» частенько (по закону «Экономии») являются взаимозаменяемыми. «Г» - жизнь, в самом широком смысле – жизнь животных, человека, планет и т.д. например –гуыбын – живот, как источник, возможность биологической жизни. Гон – амбар, закрома (связь с «жизнью» очевиден. Гаевз – бедный. «ГЪ» - то же что и «Г», но в ускоренном варианте, темпе, а не в размеренном, обычном, стандартом. Тезгъо – медленный бег. Тагъд – быстро. Гъаейт каен – беги отсюда куда глаза гладять. «Д» - постоянство. Цард – жизнь, от слова Цар – кровля. Наличие постоянной кровли над головой в слове «цард» символизирует «жизнь», согласно расклада древних осетин. Это и понятно, о какой жизни можно было говорить без кровли над головой. Кард – нож, от слова «Кар» - взрослый, зрелый мужчина. Поэтому ношение кинжала (кард) становиться естественным. . Дис – удивление. Диссаг – удивительный, чудный. Первоначальная этимологическая основа для «дис» является «исд», но здесь уже имеем новый этимологический закон «благозвучия». Поэтому, разговорный аппарат перенес звук «д» в начало слова. Этимологический подтекст достаточно очевиден. «Ис» - имеется, с приставкой «д» получаем имеется нечто постянное. Но за какие блага имеем это нечто? Не заработали, ничем не заслужили. Поэтому это и ассоциировалось как «чудо». «Дж» - то же что и «д», но происходящее с большой скоростью. Джиппаей увгъд – напечатанный (машиной). Джебогъ - штык, копье (инструмент для броска); джигул – обыск (производимый быстро, неожиданно); джитъри огурец – созревающий необычайно быстро, за одни сутки. Джынасу – ртуть, неуловимый, вылетающий из-под пальцев. «ДЗ». Самый трудный для расшифровки смысла. Вероятно это процесс формирования разговорных звуков. А эти звуки произносятся ртом – дзых, не вникая в смысл разговорных звуков. Поэтому Дзурын – говорить. Понятно, что это относиться ко всем звукам, а не только производными человеком. Дзаегъ-дзаегъ каенын –шумовые звуки от чего-либа. Дзаенгаеда – болтовня. Дзаенгаераег – колокол, звонок. Поэтому можно сказать, что этот звук указывает на источник, на инструмент благодаря которому создаются звуки. Надеюсь, что некоторые посетители скопируют кое-что отсюда. Ничего похожего нет ни в одном издании по языкознанию. Этимологический букварь является базой для движения вперед. Это необходимо делать еще и потому, что я сталкиваюсь с проблемами при корректировке своих текстов. Боюсь, что скоро они станут раритетом. Копируйте. Прежде чем продолжить, отмечу с радостью утреннее сообщение о генетических исследованиях Египетских ученых мумии Тутанхамона. Сообщили, что на западе ставят под сомнение эти исследования (заметьте, еще до их завершения ). Это исходить, конечно, из Англии, прилагающей колоссальные усилия (расходы) по искажению ИСТОРИИ, где главными действующими лицами были Атланты, говорившие на современных осетинских языках -иронском и дигорском. Итак, пойдем далее. «Е» - это фонем « согласования» между двумя примыкающими звуками, реликтами. Если же он стоить впереди или сзади, то между говорящим, активным субъектом темы и другим фонемам. Бегара – гужевая повинность. Звуки «б» и «г» мы уже знаем из предыдущего, поэтому звук «е» указывает на согласованность, как норма жизненных и стабильных отношений между субъектами –должником и распорядителем, которым обычно выступает землевладелец. Речь, вероятно идет об арендной платы за пользование землей. На это указывает фонем «ар» - земля, гора. Подробнее о парных фонемах - позже. Бецау – бедный, злосчастный. (Б) стабильность ситуации обусловлено «цау» - события, не зависящие от самого человека. Другими словами, судьба человека определяется( в этом смысле – согласованность) без его личного участия. Образно можно сказать: -унесенные ветром. «З» - осмысленные звуки, в том числе и речь, слово. Зиу – приглашение соседей на коллективную помощь. Заегъын – сказать. Между «заегъын» и «дзурын» (говорить) есть принципиальная разница. В смысл речи при «дзурын» мы не вникаем, ограничиваясь самым фактом выступления, а при «заегъын» мы вникаем в смысл сказанному. К слову сказать, этимология русского букваря почти не отличается от осетинского. Поэтому можно сослаться и на русские понятия «зов предков»; «звонок» - целевой звук; «звук»; «звонарь»; «сказ»; «рассказ». «И» - имеется. «Й» - то же что и «И», но являющийся общим, как минимум – предметом, совместного использования или принадлежности двум субъектам. «Ы». То же что и «и», но происходящий немедленно. В начале слова, реликта, фонема(впереди) означает начало, а сзади указывает на конец, завершение, явления, процесса. «К» - деланность. «КЪ» - то же что и «К», только сделанное или делаемое нетрадиционно, непривычно, неопределенно. «Л» - нечто, производное от субъекта. Внутреннее, неуничтожаемое свойство. «Любовь». «М» - неопределенное множество, космос, бесконечность, неопознанность. «Мон» - дух. «Н» - определенность, знание. Противоположность звука "м". «О» - согласие, да. «П» - разбирательство, разложение, расшифровка непознанного, неопределенного, запутанного. «ПЪ» - то же что и «П», но уже определенное, установленное, несомненное. «Пъа» - поцелуй. «Апъа каенын» - поцеловать. «Р» - все явления связанные с Солнцем. «С» - Осмысленные и целевые звуки в составе реликтов. Как одиночный фонем, в начале слова приводить в действие. Если действие связано с направлением, то указывает снизу вверх. «Т» - завершенность предыдущего фонема. В начале фонема указывает на начало процесса, действия. Иногда "т" перскакивает на певое место для благозвучия, для ясности слова. «ТЪ» - то же что и «Т» - но уже указывает на полную определенность, а не продолжения неопределенного процесса, явления, действия. «У» - является. «Ф» - противоположность звука «п», полная неопределенность как физического явления. «Фу» - дуть. «Х» - собственность, принадлежность кому-либо, чему-либо. Хи – свой; «Хион»- (букв. из своих) родственник. «ХЪ» - то же что и «Х» - но совместная принадлежность, действие, явление отнесенное к двум и более. «Ц» - что. «ЦЪ» - то же что и «Ц», но уже разрешенный, определившийся вопрос, дело, явление. То, что предстает взору, внешнее, неопределенное по причинам явления, процесса, мало интересного в научном плане, но очевидного в прикладном значении. «Ч» - кто. «ЧЪ» - то же что и «ч» - но уже определенность. Причинный смысл неизвестен, но практический известен и полезен. Надо имеет ввиду, что звуки «ш» и «ж» является заменителями звуков «с» и «з».
|