Здравствуйте, Тамерлан Таймуразович.
У меня к вам два вопроса как к социологу, социолингвисту.
1. В связи с бурным развитием всякого рода форумов и так называемых социальных сетей, в осетинском секторе этого вида интернета появились и стали активно обсуждаться насущные вопросы, связанные с осетинским обществом, его настоящим и будущим. Одним из таких вопросов являются межнациональные браки.
Едва ли найдется сейчас хотя бы один осетинский форум, который избежал этой темы. Думаю, не будет большим допущением, если я скажу, что это самая обсуждаемая и жаркая тема. Сам я не раз участвовал в подобных дискуссиях. Заметил, что все рассуждения на форумах очень похожи одно на другое. Приведу несколько стереотипных высказываний:
«Неважно какой национальности, главное чтобы человек был хороший», «плохой нации нет, есть плохие люди в нации!», «а я ЗА такие браки, потому что от них дети получаются красивые», «Еще раз скажу — у меня жена русская. Да, пришлось потерпеть и мне. и ей непонимание со стороны моей семьи. Но теперь отец, когда звонит, сначала спрашивает внучку, потом невестку, потом только — сына».
Я привел те высказывания тех, кто не видят в подобных браках никакой социальной опасности для маленького этноса.
Приведу и свою запись на одном из форумов сайта ВКонтакте.ру:
«В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (языковая ассимиляция, высокая урбанизация, причем города у нас много национальны, а также высокая эмиграция из Осетии, и т.д. и т.п.) дети в осетинско-неосетинских браках не являются носителями осетинской культуры. Даже в осетинско-осетинских браках это уже не редкость (по выше названным причинам), так что уж говорить о смешанных браках. Тогда зачем нужно заниматься демагогией, ведь фраза «лишь бы человек был хороший» и ей подобные это есть демагогия чистой воды. <...> Я уже назвал условия, в которых мы живем (урбанизированность и проч). «Межнациональность» — это не догмат. Этот фактор надо учитывать в ОСЕТИНСКИХ УСЛОВИЯХ, а не возводить в абсолют. Я уже где-то здесь говорил, что будь я грузином в Грузии, то был бы только за межнациональные браки. Это выгодно грузинам. Дети от грузинско-осетинского, грузино-татарского, грузино-русского, да и осетино-татарского и т.д., будут грузинами. Стопроцентными. И ... чистокровными. Именно так. Так, что исходить надо из условий, в которых мы живем. А то тут в теме один прыгает до потолка, толкует о невреде таких браков для осетин и все время приводит в пример Южную Осетию. А вот спросить его, в РСО и ЮО одинаковые условия?».
Так вот вопрос. Как по вашему мнению межнациональные браки влияют на социолингвистическое положение осетинского языка.
2. Второй вопрос может показаться неожиданным, но возможно это подвопрос первого вопроса.
Если в осетинской (иронско-дигорской) семье родители — носители разных диалектов, то не является ли это дополнительным фактором, способствующим непередаче детям родного языка. Речь, конечно, идет о семьях, живущих в не монодигорской или моноиронской среде.
P.S. Я, конечно, не считаю иронско-дигорские браки межнациональными, но мне кажется что с точки зрения социолингвистики, мой вопрос имеет под собой почву.
Спасибо.
Последний раз редактировалось dziglo 16 сен 2009, 11:13, всего редактировалось 1 раз.
|