Цитата:
Re:Re:фарстата ама дзуаппыта. Фыццаг хай - Руслан - 12-01-2004 16:03
Дæ хæццæ арази дæн. Æз дæр арæхсун ирон-дигорон æвзагмæ, фал еуæй-еухатт ба нурикгон дзамани æвзаги здæхтитæмæ гæсгæ не ййафун ма, растзæгъгæй, батухсун. Ходæг уæмæ ма фæккæсæд!
--------------------------------------------------------------------------------
Re:Re:фарстата ама дзуаппыта. Фыццаг хай - цхинвалец - 15-01-2004 21:25
Хуыздарма тырнагаен
ды алшыдаер раст загътай.маеммае даер ахаем хъуыдытае хаттаей хатмае аершаеуынч.маенаен даер араех мае бон наеу спайда каенын ирон аевзаг,куы мае фаенды заегъын исты зын хъуыды.
другими словами,на простые бытовые темы могу говорить по-осетински часами,а как толко появляется необходимость выразить более менее сложную или отвлеченную мысль,сразу натыкаюсь на непреодолимые сложности.и причин тут две.первая очевидная-иронау джаех журын нае зонын.
а вторая- это стойкое мое ощущение что язык наш,к сожалению,не достаточно развит,гибок,чтобы передавать на нем сложные ,тонкие оттенки мысли, как это можно ,скажем делать на русском.
кстати, я вообще думаю,что самое великое достижение русского народа - это русский язык.действительно великий и могучий
--------------------------------------------------------------------------------
Re:Re:Re:фарстата ама дзуаппыта. Фыццаг х - Хуыздарма тырнаг - 16-01-2004 13:19
цхинвалец - следующая твоя мысль "... стойкое мое ощущение что язык наш,к сожалению,не достаточно развит,гибок,чтобы передавать на нем сложные ,тонкие оттенки мысли ..." у меня вызывает сомнения - хорошо бы кто то из профессионалов прояснил бы нам наши возможные заблуждения.
--------------------------------------------------------------------------------
Re:фарстата ама дзуаппыта. Фыццаг хай - Хуыздарма тырнаг - 12-01-2004 16:15
2. МАТТА ИДАРДДÆР ЦÆУÆН.
Как то раз мне довелось наблюдать уникальную картину - некто Дедегкаев (к сожалению имени его я не помню - ибо он достоин того чтобы упомянуть) разговаривал с кударцем на чистейшем кударском. Это меня сильно поразило - ни до ни после мне не доводилось видеть что бы ирон или дигорон говорили на кударском - или же чтобы ирон или къуыдайраг говорили на дигорском. Случаев же когда къуыдайраг или дигорон говорят на чистейшем иронском не мало(и я один из их числа).
СЧИТАЮ ЧТО НОВЫЙ ОСЕТИНСКИЙ СЛОВАРЬ ДОЛЖЕН ТАКЖЕ СОДЕРЖАТЬ ОДНОВРЕМЕННО И ПАРАЛЛЕЛЬНО СЛОВА НА ВСЕХ ТРЕХ ЯЗЫКАХ-ДИАЛЕКТАХ.
СЧИТАЮ ТАК ЖЕ ЧТО ОСЕТИН НЕ ЗАВИСИМО ОТ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ДИАЛЕКТУ-ЯЗЫКУ ДОЛЖЕН ОБУЧАТЬСЯ В ШКОЛЕ ОДНОВРЕМЕННО ВСЕМ ТРЕМ ДИАЛЕКТАМ-ЯЗЫКАМ.
Несколько аргументов в пользу такого взгляда.
Первое - если человек являющийся носителем друго языка-диалекта знает твой собственный то ты к нему проникаешься особым уважением и доверием - что несомненно сильно укрепляет взаимопонимание и сплоченность внутри народа.
Второе - обращает на себя внимание то что некоторая часть дигорцев и кударцев при общении с иронцами испытывают некоторую неловкость(я бы даже сказал - стыд) при использовании своего языка-диалекта - из-за чего неоправданно часто переходят на русский язык.
Третье - раз уж над нашими языками-диалектами природа и обстоятельства работали многия столетия то мы не имеем права в одночасье порушить их.
Четвертое - я решительно против того что бы в чисто нучном споре в определении того какие из языков-диалектов являются ЯЗЫКАМИ а какие ДИАЛЕКТАМИ мы предали "анафеме" или забвению какую либо из них.
Пятое - это только тупым и недалеким людям режет ухо звучание другого языка-диалекта. Человек же образованный и умный услышит в нем "шелест" столетий и неповторимую мелодию данного языка-диалекта.
Шестое - внимательный человек обнаружит что наши языки-диалекты отложили неизгладимый отпечаток на наши черты лица и мимику. Если они так укоренились в нас то врядли мы имеем право так легко отказаться от них в угоду сомнительным преимуществам.
Седьмое - напоминаю что язык является носителем неповторимых логических структур - а значит во многом определяет способ мышления.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
--------------------------------------------------------------------------------
Re:Re:фарстата ама дзуаппыта. Фыццаг хай - Таму - 13-01-2004 09:15
Ме'фсымaeр,aeз дын йу зондджын хъуыддаг зaeгъдзынaeн,фaeлae
дын хъыг ма фaeкaeсaeд.
Проблема языка не в том,что на нем нельзя сказать "импринтиг" не прибегая к заимствованиям(английская лексика на 40%состоит из романских слов). Проблема языка в том,что на "языке-инвалиде",как ты выразился НЕ ГОВОРИТ его носитель! Для того, чтобы вносить какие то изменения в лексический состав, необходимо, чтобы на языке говорило как минимум 80%народа-увы ,пока об этом приходится мечтать...
--------------------------------------------------------------------------------
Re:Re:Re:фарстата ама дзуаппыта. Фыццаг х - Хуыздарма тырнаг - 13-01-2004 13:05
Таму - нæу мын æппындæр хъыг уымæн æмæ демæ нæ тох кæнын. Мæн фæнды цæмæй иумæйагæй æссарæм дзуапп.
Тем не менее - выбор за каждым из участников данного форума - какую форму дискуссии они предпочитают - СОБЕСЕДОВАНИЯ или ОППОНИРОВАНИЯ.
Вряд ли буду оспаривать мнение что ни одного языка в мире не существует в чистой форме. Однако взаимопроникновение языков в отдаленном прошлом происходило темпами, не превышающими губительный порог. В какой то момент этот порог для нашего языку был преодолен. Всем ясно что нужны радикальные меры для оживления языка. Иммунитет языка не справился с массовой атакой слов "паразитов". Для общения на бытовом(традиционном) уровне осетинский язык сохраняет свою полноту. Но современный темп жизни навязывает свои тематики и лексикон для общения(даже если мы не касаемся своих узкопрофессиональных вопросов) - вот с ними то язык и не справляется.
Разумеется что мы вынуждены излагать кратко свои мысли - что не всегда на пользу ясности изложения. Тем не мене полагаю что мы попытаемся экстрополировать(читать между строк) мысли друг друга.
" Проблема языка в том,что на "языке-инвалиде",как ты выразился НЕ ГОВОРИТ его носитель!" - факт несомненный. Только следовало бы задаться более глубинным вопросом - "А ПОЧЕМУ НОСИТЕЛЬ ЯЗЫКА НЕ ГОВОРИТ НА НЕМ - КАКИЕ ИМЕЮТСЯ НА ТО ПРИЧИНЫ?"
Собственную причину я изложил(и меня в этом поддержал Руслан).
Мы можем попытаться умозрительно очертить круг возможных причин(но для верности следовало бы провести опрос населения).
--------------------------------------------------------------------------------
Re:Re:фарстата ама дзуаппыта. Фыццаг хай - цхинвалец - 15-01-2004 21:45
ну я бы не сказал,что кударцы стесняются говорить с иронцами на своем наречии.по крайней мере ни со мной, ни с моим окружением такого никогда не происходило.а касательно дигоронов- если они будут говорить с остальными по дигорски,то поймут их с большим трудом!:))
я согласен с тем, что в школах надо ввести в программу осетинского языка изучение других диалектов.в частности, в иронских/кударских школах надо ввести обучение,хотя бы основам,дигорского диалекта.потому что дигорцы в принципе все знают иронский, и соответственно могут без особого труда понимать,и может даже говорить по-кударски.а вот иронцы и кударцы хоть и понимают друг друга,и при определенном навыке могут говорить на "противоположном" варианте,к сожалению по-дигорски ни понимать ни говорить обычно не в состоянии
--------------------------------------------------------------------------------
Re:Re:Re:фарстата ама дзуаппыта. Фыццаг х - Хуыздарма тырнаг - 16-01-2004 13:28
цхинвалец - подобную стеснительность мне доводилось наблюдать в университете Владикавказа, да и в самом городе внимательный человек ее легко распознает.
Сельским жителям она не свойственна - разве что тогда когда они попадают в город.
--------------------------------------------------------------------------------
Re:фарстата ама дзуаппыта. Фыццаг хай - Хуыздарма тырнаг - 13-01-2004 14:34
3. Продолжение предварительных мыслей.
К вопросу о президенте.
Полагаю что вам известен человек не в меру часто повторяющий фразу - "МЫ ПОЛИТИКИ...".
Или вам наверняка хорошо знакома картина когда НЕКТО в осетии нависает над столом грознее тучи и смотрит на окружающих как строгий отец семейства, еле выдавливая из себя слова. Когда же он оказывается в москве то из отца семейства превращается в отрока, ждущего порки за проступок которого он не совершал.
Отсюда ясно каким не должен быть президент.
Он не должен быть лизоблюдом, не должен пресмыкаться и не должен быть подобострастным.
Никакие благие намерения(если бы они даже и имелись) не могут оправдать столь ничтожного поведения.
Практика укоренившаяся в мире - ученые не идут во власть а заняты более вечным - поиском истины. В результате во власть приходят глупые необразованные люди нечистые на руку, единственной целью которых как правило является кормушка. Нередки и случаи когда среди этого сомнительного контингента оказываюся откровенно психически нездоровые люди.
Но кто бы не оказался следующим президентом осетии - не следует полагаться на то что именно он изменит ситуацию к лучшему - даже если он и его команда окажутся идеальными в моральном и интеллектуальном плане. От этого количество наркоманов или бедных людей не станет значительно меньше.
Я знаю как поправить ситуацию - беру на себя смелость утверждать это.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
--------------------------------------------------------------------------------
Re:Re:фарстата ама дзуаппыта. Фыццаг хай - iron - 13-01-2004 23:49
Наверно мы тебя и выберем раз ты знаещь как все поправить.
--------------------------------------------------------------------------------
Re:Re:Re:фарстата ама дзуаппыта. Фыццаг х - Руслан - 14-01-2004 03:07
Лæг йæ зæгъинаг ныхас кæронмæ ахæццæ кæнæд, гъе уæд нæ хъуыдытæ махæндæр схъæр кæнын фадат уыдзæн! Бауырнæд дæ, ме фсымæр!
--------------------------------------------------------------------------------
Re:Re:Re:Re:фарстата ама дзуаппыта. Фыцца - Хуыздарма тырнаг - 14-01-2004 16:49
Руслан - в один момент мне начало казаться что ветер уносит мои слова и что они канут в виртуальную лету. Но раз уж так как ты говоришь то я с удовольствием продолжу.
--------------------------------------------------------------------------------
Re:Re:Re:фарстата ама дзуаппыта. Фыццаг х - Хуыздарма тырнаг - 14-01-2004 16:11
iron - если бы я даже воспринял за чистую монету столь лестное для самомнения любого человека предложение - то все равно вряд ли бы я потерял голову настолько чтобы всерьез предаться размышлениям на эту тему.
--------------------------------------------------------------------------------
Re:фарстата ама дзуаппыта. Дыккаг хай - Хуыздарма тырнаг - 14-01-2004 15:50
Чи зоны æмæ бирæ дзурдзынæн - фæлæ бабыхсут.
ПРИСТУПАЮ К ГЛАВНОМУ ВОПРОСУ(разумеется что он главный только лишь в кругу определенных вопросов нашей жизнедеятельности).
ИТАК.
Серьезность вопроса заставляет меня подойти к нему достаточно распространенно - хотя мог бы и ограничится принципом - УМНОМУ ДОСТАТОЧНО - и сформулировать вопрос кратко.
Расскажу ка я вам о своих "подвигах" для начала - и это не для самовосхваления а для того что бы вы могли оценить насколь мои рассуждения умозрительны или же насколь они опираются на мой опыт.
1. Как то раз меня попросили подготовить человека к вступительному экзамену по физике в один достаточно серьезный ВУЗ в Москве. Времени оставалось четыре дня. Парень отлично знал математику но в физике он был "ни в зуб ногой". На самом деле он знал все законы и формулы - но он их просто зазубрил. Он не был в состоянии решить даже простейшую задачу ни по одному разделу. Он был растерян и нервничал - и отказывыался готовиться к экзамену, потеряв всякую надежду на поступление в вуз. За два часа мне удалось успокоить его и поверить в собственные силы - а через четыре дня он благополучно завершил экзамен.
То чему его не смогли научить за пять лет изучения физики в школе мне удалось за четыре дня - какие выводы могли бы воспоследовать из этого факта?
2. Другой случай свел меня с человеком 22-х лет не знавшим даже таблицу умножения(ПОХОЖЕ ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕ СМОГЛО ДО СИХ ПОР ОТВОЕВАТЬ У ТЬМЫ НЕВЕДЕНИЯ ДАЖЕ ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ). Через два месяца он спокойно решал очень сложные многоэтажные дроби. За это же время научил его играть в шахматы примерно на уровне второго разряда.
3. А вот очень интересный случай. В одно время у меня был круг общения где собирались люди интеллектуальных профессий. За чаем или более крепкими напитками мы обсуждали все и вся - от политики до проблем мироздания. К нам в компанию случайно попал человек 27-ми лет от роду. Всегда молчал и внимательно слушал. Как то раз он в очередной раз завороженный нашими разговорами он сказал - "хотел бы я думать и говорить как вы". Это было сказано с такой страстностью что не оставляло мне выбора и я ответил - "нет ничего проще - было бы желание". Он также никаких знаний не вынес из школы абсолютно - и как большинство оканчивающих школу был двоечником и считался непроходимо тупым. Через полгода он спокойно решал задачи на составление уравнений предлагавшиеся на вступительных экзаменах на механико-математическом факультете МГУ. Научился играть в шахматы примерно на уровне второго разряда. Усвоил массу сведений обо всем и вся - понял как устроен мир во всех его проявлениях. Научился грамотно и уверенно выражать свои мысли. Мир для него обрел краски. В следующие полгода я научил его английскому языку в рамках двух курсов вузовской программы. К ЧЕСТИ ЕГО БУДЬ СКАЗАНО - ОН ПРОЯВИЛ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ РВЕНИЕ К ЗНАНИЯМ А ТАКЖЕ НЕДЮЖИНЫЕ СПОСОБНОСТИ И УМ. Для него были открыты все пути - он поверил в себя. Мог начать жизнь "сначала" - поступить в любой серьезный престижный ВУЗ или же уехать за границу и там подняться с нуля. Но он выбрал синицу в руках и его возраст сыграл в этом решающую роль. ВРЕМЯ БЫЛО УПУЩЕНО.
Что бы не утомлять вас и далее остановлюсь на этих примерах. Мог бы привести по меньшей мере еще пять случаев но они мало чем отличаются от вышеприведенных.
Важны выводы из всего этого - которые последуют в ПРОДОЛЖЕНИИ.
--------------------------------------------------------------------------------
Re:фарстата ама дзуаппыта. Дыккаг хай - Хуыздарма тырнаг - 14-01-2004 18:07
5. (предыдущий пункт я должен был обозначить цифрой 4).
Некоторое отступление от темы, важное для понимания того почему я все это пишу, а также - почему обучал людей разным наукам.
Причин несколько:
1. Пытаюсь следовать принципу - "ДЕЛАЙ ТО ЧТО МОЖЕШЬ И ДОЛЖЕН - А ТАМ БУДЬ ЧТО БУДЕТ".
2. Уверен что те люди которых я обучал не позволят своим детям закончить школу "тупыми двоечниками" - потому как объяснил им причину собственных неудач в школе. Это означает что цепочка грамотных и умных людей будет расширятся от поколения к поколению.
3. Люблю выдвигать гипотезы и строить интуитивные догадки в любых отрослях знаний и жизнедеятельности человека - и по возможности доказывать их справедливость экспериментальным путем. Пусть слово эксперимент никого не покоробит - к своим "ученикам"(я не профессиональный учитель) я относился с уважением и в работе с ними исходил из принципа "НЕ НАВРЕДИ". Отправная мысль была следующей: - ВСЕ ЛЮДИ РОЖДАЮТСЯ ПРИМЕРНО С РАВНЫМИ УМСТВЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ - И ТОЛЬКО СЕМЬЯ И ШКОЛА ДЕЛАЕТ ИЗ НИХ ДВОЕЧНИКОВ - это я доказал для себя однозначно.
4. Интересно также перевоплощение в сознание обучаемого без чего невозможно эффективное обучение - предвидеть и видеть трудности испытываемые учеником при усвоении материала.
5. Мог бы быть великолепным учителем или тренером - для этого помимо всего располагаю необходимой силой убеждения. Мне удается находить нужные слова что бы человек мог поверить в успех - а как известно ЭТО ПОЛОВИНА ДЕЛА.
Другими словами - хотел сказать что все делалось осознанно.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
--------------------------------------------------------------------------------
Re:Re:тынг дæ! - faeltau - 15-01-2004 09:02
æз никæй зонын дæхуызæн æцæг.
фæлæ чиныг ныффыс, тухæнæй нæ ам ма мар:)
--------------------------------------------------------------------------------
фарстата ама дзуаппыта. Дыккаг хай - Хуыздарма тырнаг - 15-01-2004 11:33
фæлтау - меня не огорчило то что послужил для тебя объектом иронии и сарказма. Наоборот - даже рад тому что есть человек, способный вместить столько эмоций в столь короткие фразы.
Самореклама которую я навел призвана показать серьезность моих намерений - совершить интеллектуальную атаку на проблему которую начинаю обрисовывать.
--------------------------------------------------------------------------------
Re:фарстата ама дзуаппыта. Дыккаг хай - Хуыздарма тырнаг - 15-01-2004 17:22
6. Попробую выжать из приведенных выше примеров по обучению некоторые важные мысли.
1. С появлением на свет человек сталкивается с определенным порядком вещей который он считает само собой разумеющимся(большинство продолжают так считать всю жизнь).
КАЖДОМУ НЕОБХОДИМ КРИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЖИЗНЕННЫМ РЕАЛИЯМ - ПОДВЕРГАТЬ ИХ СОМНЕНИЯМ.
Дети ходят в школу - родители же считают что их там учат.
Но откуда же тогда берется такое ужасающее количество абсолютно неграмотных выпускников школ? Школа в лучшем случае отрабатывает 10% от потенциально возможного - и в этом виноваты изъяны процесса образования. Ну разве это не безобразие(а может преступление?) - из абсолютно способного ребенка за десять лет целенаправленно делать полного придурка и тем самым лишать его будущего(надеюсь что мои примеры для вас достаточно убедительны - ДВОЕЧНИКАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ - ИХ ДЕЛАЮТ ТАКИМИ).
Вот что является питательной средой для низкого социального уровня, роста преступности, падения нравов наркомании и прочего.
И каким же образом президент осетии должен обеспечить работой такое количество людей - не пригодных к работе в условиях современных технологий?
И не будет ли это поощрением к продолжению бессмысленного размножения?
ТОЛЬКО РОДИТЕЛИ ВИНОВАТЫ В ТОМ ЧТО ИХ ДЕТИ "ОКАНЧИВАЮТ" ШКОЛУ БЕЗ НЕОБХОДИМОГО МИНИМУМА ЗНАНИЙ.
Часто можно услышать - "мы кормили и одевали детей - что им еще было нужно?".
НУЖНО ЕЖЕДНЕВНОЕ ВНИМАНИЕ К ДЕТЯМ И ЕСЛИ РОДИТЕЛИ САМИ НЕ В СОСТОЯНИИ ОБУЧИТЬ ИХ ТО ДОЛЖНЫ НАНИМАТЬ РЕПЕТИТОРОВ - ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УВЕРЕНЫ ЧТО ДЕТИ ИМЕЮТ ТВЕРДЫЕ ЗНАНИЯ И МОГУТ ИМИ СВОБОДНО ОПЕРИРОВАТЬ - ОНИ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ(уровень знаний автоматически не предполагает соответствующий уровень мышления). ДОЛЖНЫ ЧАСТО ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ОБО ВСЕМ И ВСЯ - ЭТО ОНИ ДОЛЖНЫ ПРИВИТЬ ИМ НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ - ИНАЧЕ УЛИЦА ПРИВЬЕТ СВОИ. НУЖНО ВИДЕТЬ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ.
Вот главный вывод из всего вышеизложенного:
ВСЕ ЧТО КАСАЕТСЯ ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ - КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, УСПЕХ И ПРОЧЕЕ - ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТОЛЬКО В СЕМЬЕ. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ - ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ, ЛИЧНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА И ПРОЧЕЕ - МОГУТ СЛУЖИТЬ ВСЕГО ЛИШЬ БЛАГОПРИЯТНЫМ ИЛИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ФОНОМ И НЕ ИМЕЮТ РЕШАЮЩЕГО ЗНАЧЕНИЯ.
Буду признателен за ваши мысли.
Хотелось бы поговорить также о "традиционном подходе" и "инерции мышления" - а посему - ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
--------------------------------------------------------------------------------
Re:Re:чиныг ныффыс! иу хатт ма дын - faeltau - 15-01-2004 18:08
зæгъын:)
чиныджы лæмбынæгдæр уаид æркæсæн ацы фарстатæм.
æз демæ разы дæн уæвгæ, фыццаг æй не мбæрстон, ныййарджытæ сæ гыццыл сывæллæттæй цæмæ æппæлынц. æнхъæлдтон, сæ фыр хъалæй, фæлæ йæ ифæстæ бамбæрстон - сывæллæттæ æцаг сæ ныййарджытæй вæййынц зонджындæр, растдæрæй та курдиатджындæр.
фæлæ... моралыл адæймаджы нæ сахуыр кæндзынæ, бахатыр кæн, нæй адæймаджы алцæуыл сахуыр кæнын. Уый Хуыцæй лæвæрд у.
Уымæй уæлдай Зеноны загъдау: бирæзонынад зонд не фтауы. Цы у зонд? Чи у зонджын æмæ чи у æдылы? Ды дæхимæ ахæм бар райсдзынæ æмæ алкæмæн йæ аипптæ рахъæр кæнай?
Ис ма мæм ахæм фиппаинаг, цъус æввахсдæр дæ ныхасмæ:
Цæмæй адæм иумæ цæрой æнтысджынæй, уый тыххæй хъуамæ иумæ архайой. Уый адыл, фæзыны элита æмæ "хуымæтæг" адæм. фылдæр адæмы курдиæттæ афтæмæй фесæфынц, уымæн æмæ "нæ бахъуыдысты". Ныронг ахæм паддзахад нæма æрцыд арæзт цæмæй дзы алы адæймаджы (æхсæнады уæнджы) тых, зонд, курдиат æрцæуой æххæстгонд.
Мæнмæ гæсгæ ууыл хъæуы архайын, цæмæй адæм кæрæдзи хъыгдарыны бæсты рæзтыл кусой.
фæлæ ууыл дæр æнæхъæн чиныг фыссын хъæуы!!
--------------------------------------------------------------------------------
Re:Re:Re:чиныг ныффыс! иу хатт ма дын - Хуыздарма тырнаг - 16-01-2004 15:05
фæлтау - ме "рдхорд куы уыдаис уæддæр дын æнæмæнгæй загътаин цамæй нæ дæн демæ разы уый.
"фæлæ... моралыл адæймаджы нæ сахуыр кæндзынæ, бахатыр кæн, нæй адæймаджы алцæуыл сахуыр кæнын. Уый Хуыцæй лæвæрд у." -
æппындæр нæ дæн разы. Домбай цуангæнаг сырд у - æрдзæй марæгы миниуæг рахæссы. Фæлæ йæ адæймаг афтæ сахуыр каны æмæ йæ марыны куыст рæстæгмæ ферох кæны. Уæдæ сывæллоны хабар дæр афтæ у - æрдзæй йемæ рахæссы бирæ сырдтон миниуджытæ. Бинонты мидæг йæ хорзыл куы фæахуыр кæнынц уæд йæ уыды талынг къуымтæ æхгæд æрцæуынц.
"... бирæзонынад зонд не фтауы." - нæй зондджын уæвæн ницы зонгæйæ.
"Цы у зонд?" - зонындзинады уæлдай ма адæймаг "хорз" хъуыды кæнын хъом куы вæййы уæд у зондджын.
"Чи у зонджын æмæ чи у æдылы?" - иуæн йæ бон хуымæтæг хъуыддæгтыл хъуыды кæнын у æрмæстдæр - иннæ та доны кæсагы хуызан арф хъуыдыты æхсæн ленк кæны.
Æдылыдзинад та æрмæстдар æрдзæй рахæссæн ис.
"Ды дæхимæ ахæм бар райсдзынæ æмæ алкæмæн йæ аипптæ рахъæр кæнай?" - кæд йæ уынон æмæ адæймаджы зæрдыхудты нæ бацæудзынæн уæд - уымæн æмæ мæ фæнды йæ хорздзинад.
Дарддæр цы фыссыс ууыл разы дæн.
"Мæнмæ гæсгæ ууыл хъæуы архайын, цæмæй адæм кæрæдзи хъыгдарыны бæсты рæзтыл кусой." - Ацы миниуæгы фæдыл Дарвин раджы загъта - "иу цæрæгойты æхсæн ныхмæлæуд фылдæр у - алы цæрæгойты æхсæн та къаддæр". Ацы хъуыды алчи куы зона уæд чи зоны æмæ къаддæр кæсдзыстæм кæрæдзимæ сырды цæстæй.
Бузныг дын дæ фарстатæ æмæ хъуыдыты тыххæй.