Вы правы в отношении состояния изученности истории нартовского эпоса, причем я бы сказал не истории его исследования, а его бытования, его социальной истории. Вопросов по эпосу значительно больше, чем однозначных ответов. Проблема усугубляется тем, что сегодня я могу назвать только одного серьезного ученого, который им занимается в Осетии - это Юрий Дзиццойты. Но он исследует его больше в историко- сопоставительном аспекте. А темных тем - масса. Например, пока ничего не сделано даже для сопоставления иронского и дигорского вариантов, а там тоже существенные и очень интересные расхождения, даже в именах основных персонажей, не говоря уже о сюжетных линиях. Нет пока ответа на вопрос, почему сохранилось больше прозаических форм сказаний, если сам жанр предполагает поэтический, исполняемый под музыку. Впрочем, возможно, это вообще вопрос, который возник только у меня. Почему большинство имен героев скорее всего все-таки тюркские? Можно ли остановиться и успокоиться на аргументах Дюмезиля о том, что ядро эпоса - иранское, осетинское? В отношении термина "НАРТ". Да, версий много. Монгольская мне лично кажется очень натянутой. Наверняка наши предки имели неизбежный пиетет к солнцу, но тогда, когда это было положено, т.е. на значительно более ранних, чем позднее сревековье, исторических этапах. Кстати, совсем неплохой представляется этимология Франсуа Корнильо, связывающего его с древнеиранским прилагательным hunarta "доблестный, мужественный", где первый согласный, согласно практически не знающему исключений закона, выпал, утянув и гласный. В этом случае снимается и проблема объяснения конечного "т". С другой стороны, когда мы говорим "Нарты Сослан" мы, вроде, имеем в виду, что это форма род. пад. множественного числа от Нарт. Но ведь это было бы "Наертты". Ср., например, кард - каердты, дард - даердты (цаеуын), мард - маердты, нард - наердты (!!!) и т.д. Не так ли? Честно говоря, это наблюдение возникло у меня буквально сейчас. Его надо еще продумать, но пока оно мне кажется убедительным свидетельством в пользу исходной формы "нар". Но что тогда представляет "т"? Остаток от суффикса мн. ч.? Почему нет других таких случаев? Нет ли вообще связи с названием двух сел, в Дигории и Туалетии? В общем, ставить точку здесь никак нельзя, скорее многоточие...
|