В. И. Абаев
СКИФО-УРАЛЬСКИЕ ИЗОГЛОССЫ
Настоящее сообщение представляет продолжение опубликованной в 1965 г. работы «Скифо-европейские изоглоссы». Названная работа имела подзаголовок «На стыке Востока и Запада». Имелось в виду не просто констатировать географическое положение скифо-сарматского мира, но подчеркнуть его двусторонние языковые и культурные контакты: с одной стороны, с народами европейского круга (славянскими, балтийскими, тохарским, германскими, праиталиками), с другой,— на востоке и северо-востоке — с уральским языковым и культурным миром (пермские, угорские, марийский, мордовский, западно-финские языки). По скифо-уральским языковым связям имеется уже немало публикаций...
Но материал нуждался в систематизации, как по чисто лингвистическим критериям, так и с точки зрения отраженных в языке материальных и культурных реалий и взаимоотношений. Этот пробел мы и пытаемся восполнить.
Как известно, к концу II тыс. до н. э. определился распад общеиранского единства на отдельные этнолингвистические группы. Часть иранских племен продвинулась в южном направлении, и только северовосточная, скифо-сарматская (сакомассагетская) группа продолжала контактировать с финно-уграми. Исходя из данных о территории распространения ираноязычных племен в I тыс. до н. э., можно сделать вывод о том, что ни с согдийским, ни с хорезмийским, ни с персидским, ни с парфянским финно-угры не могли иметь прямых контактов. «Широкая полоса, занятая скифо-сакскими (позднее также тюркскими) племенами, навсегда отрезала угро-финнов от остальных иранских народов. И если мы все же встречаем в угро-финских языках отдельные слова явно персидского облика, то речь идет обычно о странствующих терминах, которые могли попасть к угро-финнам через посредство других языков» (Абаев, 1981, 88—89).
Исходя из материала о территории расселения финно-угорских народов, из археологических и лингвистических данных, наиболее вовлеченными в ареал контактирования с ираноязычными (скифо-сарматскими) племенами в I тыс. до н. э. оказываются прапермяне и угры, в несколько меньшей степени предки современных марийцев и мордвы.
Иранские заимствования в финно-угорских языках, относящиеся к данному времени (I тыс. до н. э.), определяются как скифо-сармато-аланские. «Они распознаются по тому признаку, что находят наиболее точные соответствия по форме и значению в осетинском языке, единственном сохранившемся представителе скифо-сармато-аланской группы» (Абаев, 1981, 87).
Учитывая фонетические изменения скифо-осетинского и финно-угорских языков данного периода (главным образом, угорских и пермских), их соотнесенность и относительную хронологическую последовательность, можно выделить некоторые более ранние заимствования, каковыми оказываются: скиф.-сарм. *zarапуа- 'золото' (от и.-е. *ghе1-, ос. zærin/zærinæ) > уг. *sаrаńа (венг. аrапу 'золото', манс. tarin 'медь', хант. lorn, lorni 'медь', 'латунь', скиф.-сарм. *zγаr- 'доспехи' (ос. zğær/ӕsqӕr 'доспехи', 'панцирь', 'кольчуга', 'броня') > уг. saγərə 'кольчуга' (хант. taγər 'кольчуга'); скиф-сарм. *zanа-(ka)- 'человек' (от и.-е. *gen- 'рождать(ся)' ос. zænæg 'дети', 'сыновья, дочери'; ævzong 'поздно родившийся', 'молодой') > доперм. *zan-(kа)- общеп. -zon- (коми zon 'юноша', 'парень', 'мальчик', 'сын', zonka 'парень').
Скачайте эту статью полностью (формат djvu). См. также статью «Доистория индоиранцев в свете арио-уральских контактов (тезисы)».