Руслан писал(а):
Славик, поделись пожалуйста, какова ситуация с чувашским? Если она выгодно отличается от нашей, может неплохо будет ознакомиться с тамошним опытом.
языковая ситуация в Чувашии (субъектив) - Славик с работы - 30-10-2004 15:10
Ситуация в Чебоксарах отличается от нашей в выгодную сторону следующими моментами:
- чувашей больше осетин, очень много чувашей живёт в сельских районах, многие из них (южные районы республики) серьёзно удалены от Чебоксар и не подвергаются влиянию города; там безраздельно используется чувашский язык (так мне рассказывали, однако в г. Канаш -- "ж/д столице Чувашии", аналоге нашего Беслана -- я слышал больше русской речи, чем чувашской);
- в республике доля чувашей выше, чем доля осетин в РСО-А (это удивительная ситуация для Поволжья);
-
в Чувашии сумели в 60-х годах сохранить национальную школу, утеряв всего два класса (была 8-летней, стала 6-летней). В тот же период осетинская национальная школа _исчезла полностью_. Люди, которые заканчивают национальную школу, разумеется хорошо владеют языком, я даже видел нескольких таких -- по-русски тоже хорошо изъясняются, вопреки бытующему представлению, что национальная школа мешает освоению русского. Национальных школ в Чувашии больше русских _в четыре раза_ (т. е. практически все школы вне Чебоксар).
- чувашский язык делится на два "диалекта", однако различий между ними меньше, чем у нас между иронским на севере и иронским на юге (на севере Чувашии букву "у" читают как "о", а на юге как "у" собственно, вот и почти все отличия). В смысле "диалектной диглоссии" ситуация в Осетии больше похожа на Мордовию, где есть два серьёзно отличающихся диалекта -- эрзянский и мокшанский -- которые ныне развиваются параллельно. С одной стороны, два сильных диалекта осложняют ситуацию, а с другой могут и способствовать сохранению обеих форм: так в Чувашии один молодой исследователь назвал причиной сохранения марийского языка (это за Волгой к северу от чувашей) языковую конкуренцию между "горными" и "луговыми" марийцами.
- есть много чувашей, компактно проживающих в Башкирии, в Оренбургской, Самарской, Ульяновской и др. областях. Они рассматривают Чувашию как "национальную метрополию", с которой их связывает прежде всего язык и культура. "Национальный конгресс" (аналог нашего "Ныхаса") в последнее время занимается по большей части организацией национально-культурных центров в районах проживания чувашей за пределами республики.
Чем ситуация хуже нашей:
- в городах (Чебоксары и Новочебоксарск, суммарное население порядка 1 млн.) на чувашском практически не говорят. Вообще, престиж чувашского языка в населении (особенно городском) довольно низок; хотя чувашский преподают во _всех_ школах, в т. ч. нечувашам, я знаком с десятками людей, которые языком не владеют.
- у чувашей (тут я, возможно, ошибаюсь) в меньшей степени сохранились традиционные верования и обряды, которые надо было бы проводить на материнском языке. Осетинские молитвенные пиршества в этом смысле остаются сферой, в которой используется исключительно осетинский язык. Похоже, что такой сферы нет у чувашского языка (разве что обряды/праздники в сельских регионах).
- местные недостаточно обеспокоены положением языка: так на кафедре чувашской филологии и востоковедения ЧГУ в приватных беседах преподаватели высказывались в том духе, что ситуацию изменить нельзя. Когда гость из Каталонии спросил, не стоит ли национализировать преподавание технических предметов, нам ответили, что переводить технические тексты на чувашский тяжело и всё такое (хотя, ясное дело, нет языка, на котором нельзя было бы написать учебник физики -- просто в ряде случаев при этом приходится создавать терминологию, стандартные обороты и т. д.).
Ну вот несколько сумбурно, но вроде упомянул самое главное. Спрашивайте, если остались вопросы, комментируйте.