Осетинский язык он-лайн

Форум об осетинском языке при сайте Ironau.ru
Главная страница проектаУчебный центрОсетинская Википедия
Текущее время: 25 ноя 2017, 09:04

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 08 янв 2009, 19:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 мар 2008, 08:02
Сообщения: 142
Откуда: Dahistan. Qyzlar
С псевдонаукой, в которой погрязли почти все северо-кавказские республиканские институты, я знаком не понаслышке, и с "пантюркистами" и прочими альтернативщиками знаком лично, а не по сетевым баталиям на научные темы, созерцание их, конечно - дело безобидное, но заведение с ними бесед на научные темы в итоге приводит к состоянию, пограничному с помешательством :-D, оттого, прихожу к выводу, что спорить с ними если и стоит, то хотя бы виртуально :). Нигде в России, пожалуй, псевдонаука так не процветает, как на Северном Кавказе - у меня на полке лежат хрестоматийные издания как из Кабардино-Балкарии, так из Карачаево-Черкесии. Разделы, посвященные "титульным" этносам писались самими представителями этих этносов, отчего не получилось избежать противоречий одного раздела другому - этакий сборник про и контра в вопросах средневековой истории Кавказа, а не школьный учебник :)
А с продуктом сего "образования" - молодежью - общаюсь повседневно, благо (?) много из этой среды товарищей и знакомых :)
По собственным выводам, могу сказать, что этногенез и история абхазо-адыгских народов поставлена на конвейер образования относительно корректно, в региональных учебниках не так много гротеска и недосказов как в некоторых изданиях соседних (а то и внутри книг, в других разделах) республик. В частности, история карачаево-балкарцев беспардонно перевернута с ног на голову. Я согласен с тем, что даже советские исследования их истории весьма предвзяты и умышленно искажены, не по причине малых знаний, а в результате умалчивания некоторых фактов, но все же советская историография в отношении тюрок Центрального Кавказа демонстрирует верх объективности и относительно честную констатацию фактов. Чего, естественно не скажешь о "цвете" КБ-науки - дюжины "именитых" ученых, по-существу являющихся всего лишь краеведами, выпустившей несколько брошюр, претендующих на "пересмотр практически всех базовых концепций алановедения" :-D - и смех и грех....

С историей вайнахов же знаком в гораздо меньшей степени, не по причине меньшего интереса к ним, а из-за непроработанности наховедения, как дисциплины. Это, естественно также порождает широкие нивы для различных домыслов, которые приводят к довольно-таки курьезным, если не сказать большее, выводам, продиктованными, скорее не личной убежденностью "авторов", а желанию их самих (а может желанию заказчиков "исследований") прийти к выводам, которые и предшествуют их "исследовательской работе" и которые становятся вектором их "научной деятельности" :)

Менее всего псевдонауки (если характеризовать ситуацию в КБР отдельно, в КЧР отдельно, а не разделять адыговедение от "алано"ведения), в Дагестане, по моему мнению, которое устоялось после прохождения школьного курса истории Дагестана и последующем знакомстве с его историей. В последнее время, конечно, усиленно распространяются идеи альтернативщиков от кумыкского народа, в результате чего среди молодежи все чаще появляются призывы "читать Аджи, а не этих дагестанских историков". Зато среди них также заметно скептическое отношение к псевдоисторикам, которые перегибают палку, хотя идеи неприятия официальной истории близки и этой категории молодежи.
То есть, осознавая все это, пальцы так и напрашиваются давать всем рекомендации к прочтению Шнирельмана :-D
А какого мнения форумчане по поводу историографии в образовании в Осетии? Собственные выводы, мной, естественно сделаны, не могу не критиковать некоторые моменты в хрестоматийных изданиях по истории Осетии, но тут стоит упомянуть, что алановедение относительно проработанная дисциплина, и черпать знания об истории Осетии можно не только у Бзарова и Блиева, чего не сказать об остальных соседях, чья история недостаточно исследована, а потому создает почву для всяких "открытий".

_________________
Горец состоит из двух частей: человека и папахи
***

Нация, не уверенная в своём будущем, имеет право только на прошлое
***


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 18 окт 2009, 21:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 окт 2006, 22:27
Сообщения: 6
urs_syrx_bur писал(а):
Еще вполне разумное предположение - вайнахи называют нас "хьирий", в единственном числе - "хьири", так как "хь" в вайнахских - это почти "h", которое исчезло в осетинском, но осталось в некоторых других иранских языках. А означает "хьири" - чужой, сторонний. На основе анализа топонимики установлено, что вайнахский компонент имел важную роль в этногенезе именно иронцев...

Cармат(цармат) и алан - слова, которые присутствуют в языке вайнахов.Срмат-враг, убийца(вайн.), алан-барин, господин.Но это не означает, что эти слова изначально вайнахские.Налицо обратное вхождение понятий в язык вайнахов.Т.е. понятны причины, по которым доменирующие на Кавказе племена именовались маленьким этносом именно так, а не иначе.Вероятнее, что именно поэтому в их язык вошло слово "хьири", как обозначение окружавших их чужаков...
Все вайнахские топонимы-это пара именований, которая созвучна с некоторыми вайнахскими словами, которые могут лишь косвенно свидетельствовать о присутсвии вайнахов на Кавказе, но не более.Каким образом "вайнахский компонент" мог влиять на этногенез иронцев, если численность вайнахов, проживавших высоко в горах, во время сармато-аланского господства на Кавказе, могла составлять лишь две-три сотни?

Ирон, Иран, Эрон-от древнего Аиранам, что означает Страна Арийцев.

_________________
http://fandag.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 01 июн 2011, 10:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 сен 2010, 19:53
Сообщения: 181
Цитата:
Cармат(цармат) и алан - слова, которые присутствуют в языке вайнахов.Срмат-враг, убийца(вайн.), алан-барин, господин.Но это не означает, что эти слова изначально вайнахские.Налицо обратное вхождение понятий в язык вайнахов.Т.е. понятны причины, по которым доменирующие на Кавказе племена именовались маленьким этносом именно так, а не иначе.Вероятнее, что именно поэтому в их язык вошло слово "хьири", как обозначение окружавших их чужаков...
Все вайнахские топонимы-это пара именований, которая созвучна с некоторыми вайнахскими словами, которые могут лишь косвенно свидетельствовать о присутсвии вайнахов на Кавказе, но не более.Каким образом "вайнахский компонент" мог влиять на этногенез иронцев, если численность вайнахов, проживавших высоко в горах, во время сармато-аланского господства на Кавказе, могла составлять лишь две-три сотни?

Обратная версия эта - гораздо правдоподобнее. Скорее всего так и было.

_________________
http://baragbon.su


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
News News Site map Site map SitemapIndex SitemapIndex RSS Feed RSS Feed Channel list Channel list
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group